Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Теневой флот» Путина уличили в сбрасывании нефти в европейские моря

Анатолий Мальтцев / ЕРА / ТАСС

Танкеры «теневого флота» России сбрасывают нефть в европейские воды, несмотря на санкции и запреты на обслуживание таких судов. Как сообщает Politico со ссылкой на расследование журналистской группы SourceMaterial, только за последний год по меньшей мере пять российских танкеров, участвующих в обходе санкций, оставили следы нефтяных разливов у берегов Европы. Два из них уже находились под британскими санкциями, когда загрязнили море.

Министр энергетики Латвии Каспарс Мелнис назвал происходящее «огромной проблемой» и предупредил, что Европе «чудом удается избегать экологической катастрофы». «Теневой флот — это отчаянная и опасная попытка Путина сохранить нефтяные доходы, загрязняя моря», — заявил представитель британского МИД. По его словам, российская сторона использует суда, которые «игнорируют элементарные стандарты безопасности и подвергают Европу риску масштабных экологических катастроф».

Расследователи ссылаются на спутниковые снимки, предоставленные организацией SkyTruth, и данные о судоходстве с платформы Kpler. Эти материалы подтверждают, что суда, связанные с Россией, продолжают действовать практически бесконтрольно. Новые данные стали продолжением расследования Politico 2024 года, когда уже фиксировались случаи разлива нефти в европейских морях.

После начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году страны G7 установили ценовой потолок на экспорт российской нефти, которая составляет около четверти доходов российского бюджета. В ответ Москва начала активно использовать так называемый «теневой флот» — сеть старых судов, предназначенных для обхода санкций и перевозки сырья без прозрачной отчетности.

По данным аналитической компании Lloyd’s List Intelligence, в состав этого флота входит уже около 1300 судов. Их деятельность связывают не только с многочисленными разливами нефти, но и с повреждениями подводной инфраструктуры в европейских водах, отмечает Politico.

Европейские власти пытаются противостоять этому — в черный список Евросоюза внесены 444 судна, которым запрещено заходить в порты ЕС или пользоваться западными страховыми и логистическими услугами. Великобритания ввела санкции против 450 танкеров.

Эксперты, опрошенные Politico, предупреждают, что многие суда «теневого флота» находятся в аварийном состоянии, не застрахованы и фактически не подотчетны международным регуляторам. Это повышает риск катастрофических утечек, последствия которых может ощутить весь континент. По расчетам Центра исследований энергетики и чистого воздуха, устранение последствий одного крупного разлива нефти может обойтись в 1,4 млрд евро. Если владельца судна невозможно установить, эти расходы лягут на европейских налогоплательщиков.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку