В России во второй раз перенесли сертификацию нового регионального турбовинтового лайнера Ил-114-300, производство которого, по плану властей, должно было начаться уже в будущем году. Об этом во вторник на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике рассказал глава Росавиации Дмитрий Ядров. По его словам, завершение необходимых процедур по самолету перенесено на 2026 год. «Ил-114-300 находится фактически на завершающей стадии сертификации, и планируем, что сертификация и выдача сертификата типа будет у нас завершена в первом квартале следующего года», — сообщил он. Месяц назад глава компании-разработчика самолета Даниил Бренерман заверял, что сертификация завершится до конца 2025-го.
66-местный Ил-114-300 — это модернизированная версия базовой машины Ил-114-100, которая позиционируется как замена Ан-24 и Ан-26, а также французского ATR72 и канадского Bombardier Dash 8 на региональных маршрутах. Лайнер оснастят двигателем ТВ7-117СТ-01 и усовершенствованной авионикой, которые производятся на российских площадках, писал ТАСС. Изначально, согласно базовому варианту программы развития авиапрома России до 2030 года, принятому в 2022 году, запуск производства Ил-114-300 предполагалось начать в 2024-м (в количестве 2 единиц). В 2025 году их общее число планировалось довести до 10 штук.
Однако после начала вторжения в Украину и введения международных санкций в отношении российского авиапрома власти были вынуждены пересмотреть стратегию развития отрасли. По новому плану, выпуск первых трех Ил-114-300 запланирован на 2026 год. До 2030 года предполагается произвести 51 самолет этого типа.
Сейчас у производителя Ил-114-300 — авиакомплекса имени С. В. Ильюшина (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха») — есть предварительный заказ от государственной лизинговой компании ГТЛК на 65 единиц Ил-114-300, сообщало Ato.ru.
Несмотря на масштабные планы, фактическое исполнение программы по развитию гражданской авиации РФ провалено. По состоянию на август российские производители смогли сдать перевозчикам лишь один из 15 запланированных на текущий год пассажирских самолетов, сообщал Reuters со ссылкой на сервис авиаданных и статистики ch-aviation. В будущем году отечественный авиапарк должны пополнить 97 российских самолетов. Однако для возрождения авиапрома в России «нет ни компонентной базы, ни технологий, ни заводов, ни инженеров», жаловался агентству источник в авиаотрасли.
Похожая ситуация с импортозамещенным пассажирским лайнером МС-21. Его массовое производство планировалось начать еще в 2016 году, однако в августе глава Ростеха Сергей Чемезов заявил, что начало серийного выпуска лайнера перенесено на 2026 год. Власти, включая премьера Михаила Мишустина, до недавнего времени настаивали, что первые самолеты поступят в авиакомпании в 2025-м. Согласно программе развития авиаотрасли, первые девять МС-21 должны были передать перевозчикам в сентябре–декабре 2025 года, а в 2026-м планируется изготовить еще 31 машину.