Новая налоговая реформа в России в 2026 году, призванная мобилизовать ресурсы в условиях военного конфликта в Украине, может затронуть каждого десятого предпринимателя, многие из которых говорят, что у них не будет иного выбора, кроме как закрыться или уйти в «тень».
В стремлении сдержать рост бюджетного дефицита и продолжить направлять огромные средства на оборону власти запустили очередную волну повышения налогов, включая введение обязанности платить налог на добавленную стоимость (НДС) для применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН) малого бизнеса с годовой выручкой выше 10 миллионов рублей (около $124.000).
«Это шок для всего малого предпринимательства», — сказал Сергей Борисов, глава лоббистской группы малого бизнеса «Опора России», которая в числе других бизнес-объединений подписала письмо спикерам обеих палат парламента в попытке остановить инициативу.
«Не оспаривая безусловную необходимость увеличения доходов федерального бюджета в связи с обеспечением обороны и безопасности государства, следует отметить крайне негативные последствия для российского микробизнеса», — говорится в письме.
По данным бизнес-объединений, повышение фискальной нагрузки коснется более 700.000 предпринимателей, или каждого десятого бизнесмена в стране.
Около трети из более 11.000 опрошенных ими предпринимателей сообщили о планах закрыть бизнес, почти 30% респондентов предупредили об уходе в «тень» и использовании схем налоговой оптимизации, каждый четвертый сообщил о намерении сократить персонал.
«На протяжении нескольких лет мы работали на упрощенной системе налогообложения, с которой нам было понятно и удобно работать. Сейчас мы понимаем, что издержки, которые будет нести наш бизнес, увеличатся, и мы не знаем, как выживем в этой ситуации», — сказал Сергей Пахомов, управляющий продуктовым магазином в центре Москвы.
КАЖДЫЙ ГОД — НОВОЕ ИСПЫТАНИЕ
Согласно последним данным Минэкономразвития за 2023 год, количество малых и средних предприятий в РФ составляло 6,35 миллиона, из которых 96% — это микропредприятия с доходами 13 миллионов рублей в год.
По итогам третьего квартала 2024 года МСП обеспечивали работой 29,5 миллиона человек, или 39% от общей численности занятых, а их доля в ВВП составляет порядка 21%.
УСН — самый популярный налоговый режим, который, в том числе, подразумевает упрощенную отчетность и освобождение от части налогов, включая НДС, до достижения порога дохода.
По данным ФНС, в 2024 году «упрощенка» дала казне 1,32 триллиона рублей налогов, а применяли ее 4,48 миллиона налогоплательщиков.
В 2026 году будет не первое ужесточение налоговых условий для малого бизнеса. Только с текущего года порог выручки, при котором малый и средний бизнес освобождался от уплаты НДС, был снижен до 60 миллионов рублей с 250 миллионов.
Минфин называет новое ужесточение «взвешенным» и отвергает упреки в том, что оно нанесет удар по малому бизнесу, поскольку 85% предприятий «будут работать, как и работали».
Минфин заявляет в качестве цели борьбу с дроблением бизнеса ради минимизации налогов.
На деле же, уверен инвестбанкир, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган, тысячи мелких магазинов, кафе и мастерских окажутся под налогом, который для них неподъемен.
«Стало нормой, что правила игры меняются ежегодно. Каждый год — новое испытание. Талантливые инициативные люди просто погрязли в режиме выживания. Год протянули, и хорошо. Стимулы думать о развитии на десятилетие вперед стремятся к нулю», — написал Коган.
Правительство рассчитывает выручить от очередного снижения порога по выручке для организаций на «упрощенке» 200 миллиардов рублей в год.
Бизнес-объединения подсчитали, что совокупные издержки предпринимателей на бухгалтерские услуги из-за необходимости уплаты НДС составят 250-420 миллиардов рублей в год, что превышает размер ожидаемых допдоходов бюджета.
«Мало того, что все подорожало, после ковида еле выжили, сейчас все подорожало по другим причинам, а с нас еще драть три шкуры… Прям как-то обидно за малый бизнес. Берите деньги с крупных акул, а не с нас, малышей», — сказала владелица ателье «Артель» Ирина Панкратова.
В письме предпринимательских объединений в парламент говорится, что в 2025 году в отдаленных сельских местностях уже стали закрываться продуктовые магазины и аптеки, поскольку введение НДС делает часть небольших магазинов убыточными.
«ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЖИВЫХ ЛЮДЯХ»
Бизнес-объединения предупреждают, что налоговые новации снизят объем выручки малых предприятий и закономерно сократят налоговые поступления в бюджет.
Главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец разделяет это мнение, считая, что запланированный рост доходов может быть нивелирован сокращением налоговой базы.
«Это все будет такой эксперимент на живых людях. Мне кажется, что будет больше добровольного закрытия бизнеса в формате «да пошло оно всё», — сказала Донец.
Коган ждет, что многие бизнесы из числа тех, кто решит остаться в «белой» зоне, могут «уйти в минус», копить убытки и закрыться в будущем, а остальные будут пытаться «уходить в тень» и работать с наличными.
«Мораль. Денег много от этого не соберут, а вал социальных проблем можем получить. Ведь, чтобы корова приносила много молока, ей надо создать все условия для хорошего выгула на зеленом лужке. И уж точно этот луг не пытаться выкашивать», — написал Коган.
Министр финансов РФ Антон Силуанов в ответ на критику бизнеса сообщил в среду, что Минфин готов скорректировать предложения ко второму чтению законопроекта в Думе, но не раскрыл подробности.