Руководство «Автоваза» ввело практику перевода основных сотрудников на должности подсобных рабочих, пишет Mash. По данным канала, часть персонала, работавшего за станками, теперь очищают конвейеры от металлической стружки, убираются в подвалах, участвуют в ремонтных и покрасочных работах.
Эти «хозработы по пятницам» были введены после начала массовых увольнений из «Автоваза», которые начались в октябре из-за сокращения зарплат на фоне перевода крупнейшего в России автопроизводителя на четырехдневную рабочую неделю, утверждает Mash. Таким способом руководство решило остановить уход с предприятия опытных сотрудников — за 32 часа «подработки» им обещают около 16 тысяч рублей, а за 40 часов — порядка 32 тысяч. По словам самих заводчан, заработать могут «только избранные», а остальные ждут своей очереди.
Допущенные к «хозработам» сотрудники жалуются, что вопреки обещаниям руководства работать приходится в тяжелых условиях. Помещения, где необходимо убираться, не отремонтированы и не оснащены вентиляцией, находиться внутри небезопасно, рассказали рабочие. Помимо этого, людям приходится регулярно вручную собирать смазочно-охлаждающую жидкость, вытекающую из старых конвейеров, которые периодически ломаются.
С 29 сентября «Автоваз», в котором работали около 40 000 сотрудников, наряду с рядом другим крупных российских компаний официально перешел на четырехдневку. Руководство обосновывало эту меру необходимостью сохранить коллектив и избежать полномасштабных сокращений и планировало сохранять этот режим в течение полугода.
В начале октября Mash сообщал, что после введения сокращенной недели рабочие «Автоваза» стали увольняться в связи со снижением зарплат. По их словам, после подписания летом соглашения о переходе на неполную рабочую неделю у сотрудников отняли бонусы и оплату сверхурочных часов. «Если раньше на руки выходило по 100–120 тысяч, то теперь максимум — 45–50. Иллюзий не осталось, стало ясно, что улучшения не будет», — рассказывал каналу бывший сотрудник «Автоваза».
21 октября глава компании Максим Соколов сообщил, что автогигант планирует восстановить режим пятидневной рабочей недели с начала 2026 года. Об этом он заявил журналистам в кулуарах форума «Сделано в России», передает «Интерфакс».
По итогам девяти месяцев 2025 года продажи автомобилей Lada в России обвалились на 24,9% год к году — до 237 706 машин, согласно подсчетам «Автостата». Продукция «Автоваза» занимает 26,5% российского рынка, это почти на 1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.