В России зафиксирована острая нехватка профессиональных клоунов — об этом в интервью «Московскому комсомольцу» заявил народный артист РСФСР Анатолий Марчевский. По его словам, проблема заключается не в отсутствии желающих работать в этом жанре, а в том, что «раскрашенные и разодетые — это еще не клоуны». Настоящий артист, подчеркнул он, должен обладать индивидуальностью, философией и собственным репертуаром, отражающим отношение к происходящему в обществе.
Марчевский, начавший преподавать клоунаду в МосИТИ имени Иосифа Кобзона, отметил, что перед педагогами стоит задача «пополнить редеющие ряды клоунов». На сегодняшний день встречаются цирковые программы, в которых клоуна нет вовсе, хотя именно он «дирижирует настроением зала, цементирует спектакль и создает его целостность», сказал артист. Он также напомнил, что во время Всемирного фестиваля клоунов, который проходил под его руководством в Екатеринбурге на протяжении десяти лет, удалось найти лишь около 120 настоящих мастеров.
По словам народного артиста, современного зрителя рассмешить сложнее, чем раньше: «То, что было смешно в советское время, сегодня просто непонятно». Главными зрителями для клоуна, считает он, остаются дети, поскольку их реакция наиболее искренняя: «Если новая реприза не нравится детям, взрослые ее тем более не примут». Марчевский подчеркнул, что настоящий клоун должен владеть множеством цирковых жанров — уметь играть на инструментах, жонглировать и выполнять акробатические элементы, ведь «цирк — это язык тела, и чем богаче этот язык, тем интереснее зрителю».
О кризисе клоунады ранее заявляла режиссер «Росгосцирка» Елена Петрикова. В интервью ТАСС она отметила, что молодые артисты не могут «нащупать путь, соединяющий традиции и современность», поскольку современный юмор сместился в сторону стендапа и коротких интернет-видео. При этом в советское время, подчеркнула Петрикова, клоуны пользовались поддержкой телевидения: «Одна из причин их популярности — постоянное присутствие на экранах. Сейчас, к сожалению, этого нет».
Похожую оценку ситуации дал и генеральный директор Большого московского цирка Эдгард Запашный, заявивший, что российским циркам сегодня остро не хватает именно профессиональной клоунады.