Россия будет готовить китайских моряков для работы в полярных водах. Соответствующий меморандум был подписан во время визита премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Ханчжоу, сообщил Росморречфлот. Обучение будет проходить на базе Морского государственного университета имени адмирала Невельского и Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова. «Соглашение отражает общее стремление России и Китая к развитию партнерства в области торгового судоходства и укреплению кадрового потенциала для эксплуатации судов на Северном морском пути», — отметили в агентстве.
В совместном коммюнике по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и Китая подчеркивалась готовность наращивать перевозки по Севморпути и укреплять его конкурентоспособность. Этот транспортный коридор длиной 5600 километров рассматривается как один из ключевых маршрутов будущего, сокращающий время доставки грузов между Европой и Азией на 10–14 дней по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Кроме того, Россия и Китай договорились содействовать «устойчивому развитию» Арктики и «сохранению мира и стабильности» в этом регионе. Ранее глава Минтранса РФ Андрей Никитин назвал «большим достижением» проход первого транзитного рейса из Китая в Европу по СМП. Путь занял 20 дней вместо стандартных 30 через Суэцкий канал.
Россия использует Севморпуть для поставок своей нефти за рубеж. При этом с начала 2025 года объем отгрузок по маршруту сократился на 4,2% — до 1,83 млн тонн, хотя количество рейсов осталось неизменным — 18. Основным получателем российской нефти по СМП стали Китай (1,3 млн тонн), Южная Корея (0,2 млн тонн) и Бруней (0,14 млн тонн). Еще 0,2 млн тонн было отгружено в каботаже на порт Находка для перевалки.
В прошлом году объемы поставок «черного золота» по Севморпути увеличились на 30%, до 1,91 млн тонн, и власти рассчитывали на дальнейший рост. Однако прогнозы не оправдались и сейчас доля маршрута в общем объеме российского нефтяного экспорта остается меньше 1%.
В 2024 году по СМП было перевезено 37,9 млн тонн грузов. Власти ожидают, что в 2025-м цифра превысит 40 млн тонн. Потенциальный объем грузопотока по Севморпути может достигать 109 млн тонн, из которых не менее 84% будет приходиться на арктические проекты, говорил в сентябре министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Он отмечал, что в настоящее время реализуется план развития маршрута, включающий строительство нового ледокольного и грузового флота, портовой инфраструктуры, расширение космической группировки. По его словам, следующим шагом должен стать «переход к модели круглогодичной навигации с увеличением объема перевозок за счет развития международного транзита и перераспределения грузов с других транспортных коридоров».