В России наладили схему для легализации угнанных в Европе автомобилей, которые завозятся в страну через оккупированные регионы Украины, рассказал «Известиям» источник из сферы автомобильной безопасности. По его словам, вывезенные из Евросоюза автомобили сначала пригоняются в Украину, а затем — в занятые российскими войсками Луганскую и Донецкую области. В этих регионах действуют упрощенные процедуры контроля за автотранспортом.
«Поскольку люди без каких-либо таможенных процедур могут переоформить [зарегистрированный в Украине] автомобиль на свое имя и поставить на российский учет, то проблем обычно у перегонщиков не возникает», — пояснил собеседник издания. Он отметил, что для оформления транспортного средства находят человека с «честными» документами. Таких людей называют «дропами». Когда машина уже зарегистрирована на «дропа», ее перемещают в Ростов-на-Дону и переоформляют на «настоящего» гражданина РФ. «По всем документам это будет первый учет и один хозяин, если пробивать по базам. Истории заграницы по автомобилю не будет», — уточнил источник.
Он подчеркнул, что угнанные автомобили формально не являются «перебитыми» и успешно проходят любые стандартные экспертизы. На таких машинах россияне могут спокойно ездить до тех пор, пока Интерпол не объявит их в розыск. Тогда на транспортное средство придет запрос и российские правоохранительные органы должны будут отреагировать. В этом случае автомобиль арестуют и отправят на спецстоянку. Также «неприятный сюрприз» может ожидать россиян после выезда на авто с «серой биографией» за границу, где его могут изъять.
После начала полномасштабной войны в Украине контакты с Интерполом существенно затруднены и практически отсутствуют, говорит эксперт по оргпреступности, полковник милиции в отставке Валентин Становов. «Угонная база автотранспорта из Европы обновляется нерегулярно и не из всех стран ЕС. Например, Польша, Эстония, Латвия, Литва фактически отказались от сотрудничества с российскими правоохранительными органами», — отметил эксперт.
По его словам, большой массив похищенного автотранспорта начнет «звенеть» при проверке по базам розыска, когда связи России с другими странами через Интерпол будут восстановлены. «Это означает, что сотни людей, купивших машины с темной историей, рискуют остаться без автотранспорта и без денег, отданных мошенникам», — заключил Становов.