Российский союз участников рынка недвижимости призвал наделить Министерство внутренних дел полномочиями по проверке сделок с жильем после скандала с квартирой певицы Ларисы Долиной, сообщает «Коммерсантъ». Предполагается, что ведомство сможет вмешиваться в процесс купли-продажи на основании подозрений в мошенничестве.
В письме в Госдуму президент союза Александр Попов просит законодательно разрешить МВД приостанавливать сделки с недвижимостью по мотивированному запросу полицейских. Кроме того, предлагается обязать продавца заполнять специальную анкету, разработанную совместно с судебно-медицинскими экспертами, а при сомнениях — подключать психологов ведомства для оценки его состояния.
Передача значительной части контроля над рынком недвижимости МВД приведет к росту издержек и существенно снизит скорость сделок в целом, предупреждает партнер практики недвижимости и строительства «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Максим Кузнеченков. Он напоминает, что приостановить регистрацию сделки можно и сейчас по заявлению продавца или покупателя. По мнению эксперта, в этой связи не вполне понятно, на каком основании в процесс будет вмешиваться МВД, если сами стороны не считают это необходимым.
Заполнение анкеты продавцом не сможет заменить судебно-психиатрическую экспертизу, добавляет юрист бюро «Ольга Ренова и партнеры» Ярослав Ковалев. По его словам, главный риск такого документа — его формальное заполнение.
Толчком к идее о привлечении МВД к сделкам с недвижимостью стало дело Долиной. В 2024 году певица заявила, что лишилась более 200 млн рублей, попавшись на уловку мошенников, из-за которых она продала квартиру в престижном московском районе Хамовники. Через суд Долина добилась возвращения жилья, а участники преступной схемы — курьер и держатели карт, куда переводились деньги аферистам, — получили сроки от четырех до семи лет. При этом не осведомленная о влиянии мошенников на певицу покупательница — мать-одиночка Полина Лурье — осталась ни с чем: без квартиры и без потраченных на нее 112 млн рублей.
Долина в иске заявила, что Лурье не проявила «разумную осмотрительность» при заключении сделки. Хамовнический суд Москвы не стал применять принцип двусторонней реституции, по которому певица была бы обязана вернуть деньги покупательнице. Решение мотивировали тем, что в рамках гражданского дела «нельзя установить сумму», полученную Долиной в результате продажи квартиры. Суд указал, что узнать ее можно только в рамках уголовного дела, которое возбудили против мошенников, и взыскивать деньги Лурье может только с них.
Дело Долиной вызвало широкий общественный резонанс. В адрес певицы посыпались обвинения в недобросовестности и злоупотреблении связями во власти. Зрители стали сдавать билеты на ее концерты, а в интернете началась кампания по ее «отмене».
Также этот кейс породил новую схему мошенничества, когда продавец недвижимости, заключив сделку, подает иск о признании ее недействительной, ссылаясь на то, что стал жертвой аферистов. В 2025 году по «схеме Долиной» были оспорены более трех тысяч сделок. Добросовестные покупатели остались без жилья, без денег, а некоторые — еще и с ипотечными кредитами.