Одним из основных претендентов на покупку международных активов «Лукойла» стала саудовская компания Midad Energy, сообщает Reuters со ссылкой на трех знающих об этом человек. Она входит в один из крупнейших холдингов Саудовской Аравии, работающий по всему Ближнему Востоку, а ее руководитель связан со спецслужбами.
Midad Energy планирует заплатить за активы «Лукойла» деньгами, которые поступят на счет эксроу и будут там заблокированы до снятия санкций с российской компании, рассказали источники Reuters. По словам одного из них, в сделке могут участвовать американские компании.
Midad Energy входит в нефтегазовых холдинг Midad Holding, который, в свою очередь, является дочерней компанией Al Fozan Holding. Последний занимает 11-е место в рейтинге семейных бизнесов Саудовской Аравии, составленном Forbes. Al Fozan работает в странах Ближнего Востока через более чем 20 дочерних компаний, филиалов и совместных предприятий в таких сферах, как розница, недвижимость, трейдинг, промышленность, энергоресурсы, здравоохранение и пр. У Midad Energy амбициозная программа международной экспансии; в октябре она заключила контракт на $5,4 млрд на разработку нефтегазового месторождения в Алжире. Она работает в Азербайджане и Египте, как и «Лукойл».
Абдулелах Аль-Айбан, генеральный директор Midad Energy, – брат влиятельного советника саудовских властей по национальной безопасности Мусаеда, который в феврале принимал участие в мирных переговорах между США и Россией в Саудовской Аравии. Их отец, Мохамед Аль-Айбан, был первым директором разведывательной службы королевства, отмечает Reuters.
Саудовский претендент может оказаться удобным партнером и для России, и для США, поскольку Эр-Рияд старается поддерживать хорошие отношения с Москвой и при этом активно развивает сотрудничество с Вашингтоном. Во время визита Дональда Трампа в Эр-Рияд в этом году стороны подписали соглашения в области обороны, энергетики и технологий, и Саудовская Аравия пообещала инвестировать в США до $1 трлн.
Интерес к активам «Лукойла» проявили американские Exxon Mobil и Chevron, компания из ОАЭ International Holding Company, венгерская Mol, а также фонд прямых инвестиций Carlyle. При этом накануне Минфин США отказал группе инвесторов во главе с американским банком Xtellus Partners, которые хотели обменять активы «Лукойла» на его акции, зависшие в американских фондах после начала войны в Украине.
Среди активов «Лукойла» — НПЗ в Болгарии, Румынии и Нидерландах, около 2000 АЗС в Европе, Центральной Азии, США и на Ближнем Востоке, терминал для авиатоплива в Молдове, а также мощности по добыче в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Ираке, Египте и ОАЭ, Латинской Америке, Западной и Центральной Африке.