Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Пандемия обострила вопрос о необходимости банковских отделений

Даже скептики в Европе переходят на цифровое банковское обслуживание

Среди основных банковских рынков Европы Франция занимает первое место по числу отделений на душу населения
Среди основных банковских рынков Европы Франция занимает первое место по числу отделений на душу населения Фото: Jean Housen

Если пройти полтора километра по северному французскому городку Сен-Ло, можно увидеть отделения всех крупных банков страны – BNP Paribas, Société Générale, Crédit du Nord, Crédit Agricole, Crédit Lyonnais, CIC, Banque Populaire et Caisse d'Epargne, La Banque Postale. Плотность банковских отделений в расположенном в Нормандии Сен-Ло – одна из самых высоких во Франции. По данным статистического агентства Insee, в городе насчитывается 55 отделений банков и кредитных союзов, или 28,8 на 10 000 человек. По другую сторону Ла-Манша, в Великобритании, их всего 1,14 на 10 000 жителей.

«Я даже не догадывалась, что их так много», – говорит 58-летняя Анни Ларос, которая управляет семейной фермой, расположенной по соседству с филиалом Crédit Agricole: «Я захожу туда, наверное, всего раз пять в год, может быть, 10, но мне надо, чтобы мое отделение продолжало работать. Для меня это очень важно».

Физическая адаптация

Согласно недавнему исследованию, проведенному McKinsey для Financial Times, несмотря на закрытие около 2500 отделений в последнее десятилетие, Франция в прошлом году все равно обогнала Испанию по количеству отделений на душу населения, заняв первое место среди ведущих банковских рынков Европы. Однако по мере того, как пандемия меняет привычки клиентов и создает еще больше давления на европейский банковский сектор, и без того находящийся в сложном положении, даже самые упрямые традиционалисты начинают понимать неизбежность перемен. «Отношения между клиентами и банками меняются, становясь все более цифровыми. Очевидно, что нам необходимо адаптировать к этому свою физическую сеть, – говорит Хосе Гарсия Кантера, финансовый директор крупнейшего розничного банка еврозоны Banco Santander. – Останется ли для отделений место в будущем? Да, но они больше не будут местом для проведения операций как раньше. Все необходимые операции люди теперь могут делать из дома».

Недавно Banco Santander сообщил, что планирует закрыть почти треть из 3100 отделений в Испании и сократить 4000 рабочих мест. Причиной стал коронавирусный кризис, который значительно ускорил переход банка на онлайн-услуги. Banco Santander последовал за шведским Handelsbanken, который еще в сентябре объявил о планах наполовину сократить свою сеть в стране. При этом руководители Handelsbanken долгое время были наиболее последовательными в Европе сторонниками сохранения физических отделений.

С начала пандемии о сокращениях объявили также крупнейшие банки Германии и Испании. Крупнейший по активам банк Великобритании HSBC намерен произвести «существенное» дополнительное сокращение своей сети в следующем году, говорит знакомый с его планами человек.

Национальные особенности

Франция двигается примерно в том же направлении. Société Générale, который закрыл 390 из 2186 отделений, имевшихся на конец 2015 г., до конца ноября должен представить план слияния с Credit du Nord, одной из своих дочерних банковских сетей. Это может привести к закрытию еще большего количества отделений.

Банковский рынок Франции имеет свои особенности. На нем доминируют обычно непубличные, хорошо капитализированные кооперативные банки, у которых нет особых стимулов сокращать расходы. Также присутствуют государственные игроки, такие как крупный La Banque Postale. Изменениям препятствуют и сильные профсоюзы, выступающие против сокращения рабочих мест, а значительное число клиентов – пожилые уже люди, которым сложно перейти в интернет. Во Франции, Испании и Италии существует «проблема старшего поколения», говорит аналитик Citi Ронит Гоус: «Самые выгодные клиенты – это розничные клиенты в возрасте от 50 до 70 лет. И нельзя бежать слишком далеко впереди своей клиентской базы».

Смена настроений

Тем не менее широкомасштабные локдауны, призванные остановить пандемию, заставили даже наиболее скептично настроенных клиентов перейти на цифровое банковское обслуживание. «У нас клиент заходит в приложение 16 раз в месяц, но многие такие визиты не имеют добавленной стоимости», – жаловался незадолго до пандемии финансовый директор крупного розничного банка. Клиенты использовали приложения для перевода денег или отслеживания расходов, но принимать важные финансовые решения удаленно им было неудобно.

Однако к III кварталу 2020 г. уже 80% продаж Santander UK совершались в цифровом формате. Количество видеозвонков в NatWest с января по сентябрь подскочило со 100 до 9000 в неделю. «Когда три года назад мы изучали поведение [банковских] клиентов и спрашивали, как им нравится опция видеосвязи, уровень одобрение было невысоким, – говорит Зубин Тарапурвала, старший партнер McKinsey. – А сейчас все только ею и пользуются. Даже бабушки. Это меняет правила игры в таких областях, как выдача ипотеки, кредитование малого бизнеса, даже инвестиционные консультации».

Пандемия также заставила сокращать расходы. «Перед банками стоит сложный вопрос: можно ли зарабатывать деньги при отрицательных или даже нулевых процентных ставках. [В некоторых странах] на него всегда отвечают: нет, нельзя. Но посмотрите на Швецию, Данию и Финляндию – там такие же низкие ставки или даже ниже, но их банки зарабатывают, потому что у них гораздо более эффективная структура расходов», – говорит Гоус.

Сложная ситуация также делает выгодным слияние банков, при котором главная экономия возникает от закрытия дублирующих отделений. CaixaBank и Bankia, заключившие недавно сделку на €17 млрд по созданию крупнейшего испанского банка, могут к 2023 г. закрыть до 1800 отделений, по расчетам Mediobanca.

Тем не менее даже самые горячие сторонники сокращения расходов не предлагают полностью отказываться от отделений. Традиционные банки, которые закроют всю сеть, «позднее об этом пожалеют», говорится в октябрьском отчете компании Forrester, занимающейся исследованиями в области технологий. «Клиентам нужно не только совершать операции, они хотят получать и дополнительные услуги. Особенно это важно для малых и средних предприятий, крупных корпораций», – говорит Кантера.

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку