Европейская прокуратура (EPPO) провела крупнейшую в истории Евросоюза операцию по изъятию контрабандного груза: на складе в порту Пирей, крупнейшем в Греции и находящемся в управлении китайской государственной компании COSCO, были арестованы 2 435 контейнеров с товарами из Китая. Об этом сообщает Politico со ссылкой на заявление EPPO.
Контейнеры содержали, в основном, электровелосипеды, текстиль и обувь. По данным прокуратуры, эти товары на протяжении восьми лет систематически ввозились в ЕС с целью уклонения от уплаты антидемпинговых пошлин и налога на добавленную стоимость. Ущерб бюджету ЕС и стран-членов составил, по оценке EPPO, около 800 млн евро, из которых 350 млн — недополученные таможенные пошлины, и еще 450 млн — потери по НДС.
Около 500 изъятых контейнеров использовались для ввоза электровелосипедов, при этом 360 из них не были задекларированы вовсе. По данным правоохранителей, обычно декларировалось лишь 10–15% содержимого, что позволяло занижать таможенную стоимость и избегать полной уплаты пошлин. По предварительным оценкам, потери бюджета ЕС только от этих велосипедов составляют не менее 25 млн евро по пошлинам и 12,5 млн по НДС.
EPPO предъявила обвинения шести лицам, связанным с преступной схемой. Среди них — двое сотрудников греческой таможни, которых обвиняют в многократной фальсификации документов и нанесении ущерба бюджету ЕС, а также четыре таможенных брокера, которым вменяется содействие в уклонении от пошлин и организация фальшивых сертификаций.
Операция, получившая название «Калипсо», выявила работу организованных преступных сетей, преимущественно контролируемых гражданами Китая, которые занимались не только контрабандой, но и отмыванием денег с последующим переводом средств обратно в Китай.
По словам европейского главного прокурора Лауры Кодруцы Кёвеши, операция «Калипсо» показывает, что «правила изменились» и «больше не существует безопасных гаваней». Она подчеркнула, что расследование стало сигналом для всех участников подобных схем: надзор будет усиливаться, а сотрудничество правоохранительных органов в рамках EPPO — расширяться.
Товары из арестованных контейнеров по-прежнему проходят проверку. По оценке EPPO, их рыночная стоимость может достигать 250 млн евро, а объем предстоящей работы для таможни Пирея является беспрецедентным.