Когда в 1988 г. Николас Ходал стал соучредителем производителя программного обеспечения GeneXus, он старался быть в курсе новинок, читая журнал PCWeek. Его экземпляры прибывали в Уругвай морем примерно через четыре месяца после публикации в США.
Срок главного испытания в карьере Ходала был намного короче — одна неделя. «13 марта в Уругвае выявили четыре первых случая коронавируса, — говорит Ходал. — Мы, группа представителей гражданского общества, стали думать о том, как мы можем помочь правительству в борьбе с пандемией». Ходалу и его единомышленникам пришла в голову идея разработать приложение, с помощью которого люди, опасающиеся, что заболели коронавирусом, могли бы получить советы специалистов. Два дня спустя чиновники министерства здравоохранения Уругвая дали им зеленый свет.
«Это было безумие»
Ходал координировал работу команды примерно в 150 человек из 12 частных компаний; треть из них были сотрудниками расположенной в Монтевидео GeneXus, которая разрабатывает инструменты для повышения производительности разработчиков. Ее слоган: «Мы создаем программное обеспечение, которое создает программное обеспечение».
«Это было безумие, — вспоминает Ходал. — Наша команда работала круглосуточно… в пятницу 13 марта у нас не было ничего, а в пятницу 20 марта приложение было готово». Несколько групп в рамках команды поначалу работали над своими версиями, а затем, по словам Ходала, нужно было сделать выбор, основанный на «том, что было сделано первым и соответствовало стандартам качества».
Правительство попросило Ходала презентовать приложение Coronavirus UY на пресс-конференции, чего он никогда не делал. «Представьте себе: вся страна на карантине, все в панике остановилось, и в тот момент, когда я должен начать выступать, мне говорят, что предполагаемая аудитория — полтора миллиона человек».
Изначально задача приложения состояла в том, чтобы предотвратить перегрузку местных органов здравоохранения запросами от людей, которые побывали за границей или начали кашлять и в панике думали, что заразились коронавирусом. Решение, которое нашли Ходал и его команда, состояло в том, чтобы соединить национальную сеть поставщиков медицинских услуг Уругвая с пациентами, которые с помощью приложения могли бы подробно описать свои симптомы. «В первые несколько дней было 50 000 посещений, — говорит Ходал. — На самом деле коронавирус в то время был не более чем у 300 человек, но 50 000 думали, что у них он есть».
Маленькая Нобелевская премия
По мере роста числа заражений разработчики добавили функцию видеоконференций, позволяющую пациентам, которым был поставлен диагноз COVID-19, проводить онлайн-консультации с врачами, не выходя из дома. Следующим важным шагом было отслеживание контактов. Google и Apple в тот момент разрабатывали свое приложение, чтобы пользователи могли с помощью Bluetooth в своих смартфонах определить, находились ли они в непосредственной близости от потенциального источника инфекции. Успех приложения Ходала и его команды позволил Уругваю стать одной из четырех стран, выбранных для экспериментального внедрения этой технологии.
По словам Ходала, Google и Apple все еще писали программный код, когда команда в Уругвае уже начала использовать его в своем приложении. С этого момента разработчики снова стали работать круглосуточно. «Насколько я знаю, мы были третьей страной в мире, которая использовала этот код: первой была Италия, второй Швейцария, затем мы», — отмечает Ходал.
Звездным моментом для него стало письмо, которое руководители Google и Apple написали президенту страны Луису Лакалле Поу с поздравлением по поводу создания уругвайского приложения. «Благодаря своему инновационному подходу к использованию технологий для общего блага Уругвай станет первой страной в Латинской Америке, которая запустит приложение, интегрирующее наш Exposure Notifications API», — написал генеральный директор Google и Alphabet Сундар Пичаи в письме, копия которого имеется в распоряжении Financial Times.
«Для нас это было как маленькая Нобелевская премия», — признает Ходал.
Тест на гражданственность
Высокая стоимость разработки подобных приложений вызвала много вопросов в некоторых странах, включая Великобританию, — но не в Уругвае. «Все делалось бесплатно, добровольно, мы ничего не взяли за работу 150 человек, — говорит Ходал. — Для нас это был тест на гражданственность».
Восемь месяцев и несколько версий приложения от ковида спустя Уругвай остается одной из лучших в мире историй успеха в борьбе с коронавирусом. Хотя он зажат между двумя наиболее пострадавшими от пандемии странами Южной Америки, Бразилией и Аргентиной, уровень смертности в Уругвае — самый низкий на материке с учетом численности населения. По данным Университета Джонса Хопкинса, по состоянию на 10 декабря от этой болезни там умерло всего 87 человек.
Конечно, приложение — не единственный фактор успеха. Уругвай выделяется в Латинской Америке развитой системой государственного здравоохранения, хорошей цифровой инфраструктурой и высокой степенью доверия граждан к правительству. И все же, по мнению экспертов, приложение сыграло значительную роль. «Мы считаем, что это был ключевой элемент, — говорит Пабло Орефисе, директор программы Salud.uy в инициативе развития цифрового здравоохранения Agesic, которая курировала проект. Он отмечает, что в Уругвае приложение было загружено около 640 000 раз — при населении в 3,4 млн человек.
«Скорость принятия мер, научная оценка решений и использование инновационных технологий — три главные характеристики, которые помогли Уругваю» справиться с пандемией, написал в блоге Пелин Беркмен, глава уругвайской миссии в МВФ. Среди использовавшихся технологий он назвал «приложение Coronavirus UY для смартфонов, которое позволяет отслеживать случаи заболевания и выдает предупреждения о контактах с людьми, выявленными как источник инфекции».
По иронии судьбы 15 июня, когда в приложение была включена функция тестирования и отслеживания коронавируса в Уругвае, число заразившихся было столь низким, что люди усомнились в полезности технологии. «Когда я написал об этом, коронавирус был только у 10 человек, — объясняет Ходал. — Все сказали: пандемия закончилась, зачем ты все это затеял? Я ответил: это как пристегиваться ремнем безопасности в автомобиле — вы надеваете его, хотя надеетесь, что он не понадобится». Увы, несколько массовых общественных мероприятий спровоцировали вторую волну инфекции, и вопрос отслеживания контактов вновь стал актуальным.
Ходал гордится достижениями своей команды, и он также выучил важный урок для бизнеса. «Мы доказали то, о чем мы долго говорили, а именно, что скорость, с которой вы создаете продукт, гораздо важнее, чем способность предсказывать, — говорит он. — Меня не очень интересует возможность предсказывать будущее, гораздо больше я заинтересован в том, чтобы быстро адаптироваться к тому, что сейчас происходит».
Перевел Виктор Давыдов