Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Утомленные зумом: как постоянные видеозвонки влияют на самочувствие

Исследователь Стэнфорда объяснил, что так раздражает работников на удаленке

Фото: Nataliya Vaitkevich / pexels

Исследователь из Стэнфордского университета подтвердил то, что миллионы сотрудников, работающих в последний год на удаленке, чувствуют на себе: бесконечные видеозвонки и переговоры вызывают больший стресс, чем встречи в реальной жизни, из-за «невербальной перегрузки». Этот феномен в работе профессора Джереми Бейленсона, специалиста по коммуникациям, основателя и директора Стэнфордской лаборатории виртуального человеческого общения, называется «утомленностью Zoom» (или «усталостью от Zoom» — Zoom fatigue).

В числе причин, порождающих такие ощущения, Бейленсон называет чрезмерную необходимость смотреть друг другу глаза в глаза, видеть лица крупным планом, а также «избыточный самоанализ от разглядывания самого себя на видео».

«Пользователи Zoom видят отражение самих себя так часто и так долго, как людям никогда еще не доводилось в истории медиа — и, вероятно, во всей своей истории», — пишет Бейленсон.

Некоторые проблемы можно решить, внеся простые изменения в настройки интерфейса Zoom, предлагает исследователь. Например, чтобы окно с изображением самого пользователя автоматически скрывалось через несколько секунд после начала разговора.

Пользователи могут помочь себе и сами: чтобы снизить стресс, Бейленсон рекомендует уменьшить размер окна и отодвинуть таким образом лица собеседников, чтобы они не казались расположенными слишком близко. Наконец, какие-то беседы можно вести просто по телефону, добавляет он.

Во время общения в Zoom поведение, характерное для отношений между близкими людьми, включая длительные взгляды глаза в глаза и близкое расположение лиц друг к другу, неожиданно стало нормой для разговоров с рядовыми знакомыми, коллегами и даже незнакомцами.
– Джереми Бейленсон

Работа Бейленсона, опубликованная в журнале Technology, Mind, and Behavior, — это, как отмечает Стэнфордский университет, «первая рецензированная статья, в которой системно разбирается утомленность Zoom с психологической точки зрения». Она сопровождается еще одной статьей, пока не получившей рецензий, где для оценки воздействия видеопереговоров на человека используется «Шкала Zoom-истощения и утомленности». На основании ответов на вопросы в анкете, которую заполнили тысячи людей, Бейленсон делает вывод: есть «серьезные теоретические основания ожидать», что рассматривание самого себя на видео в течение целого дня больше влияет на женщин, чем на мужчин.

Из-за пандемии миллионам людей по всему миру пришлось перейти на работу из домашнего офиса, роль которого порой играет спальня или кухонный стол. В результате сфера видеоконференций, где активно используются такие приложения, как Zoom, Microsoft Teams и Google Meet, переживает бум. Рыночная капитализация Zoom в прошлом году выросла почти в четыре раза, превысив $100 млрд.

Бейленсон считает Zoom классным приложением, которое «работает фантастически», но отмечает, что для раздраженных офисных работников оно стало «мальчиком для битья». «Мы многое не можем контролировать в своей жизни, но можем поругаться на Zoom», — сказал он Financial Times.

Проблема усталости от Zoom бледнеет по сравнению с испытаниями, с которыми ежедневно приходится сталкиваться медицинским работникам, борющимся с коронавирусом в перегруженных больницах, говорит Бейленсон. Кроме того, во многих странах, даже развитых, у миллионов людей нет надежного широкополосного доступа в интернет или оборудования для участия в видеоконференциях, так что для них эта проблема неактуальна. Однако исследование Бейленсона показывает, какую психологическую нагрузку испытывают многие люди, вынужденные часами сидеть перед камерой и смотреть на экраны, полные лиц — включая собственное.

По словам Бейленсона, он предложил представителям Zoom встретиться, чтобы обсудить результаты исследования, «но все еще ждет согласования даты встречи».

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку