Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Лоббист крупного бизнеса предложил сделать платными все дороги для грузовиков

Взамен от местных властей требуют вовремя и качественно ремонтировать дороги
Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Аналогичную «Платону» систему платного проезда большегрузов можно было бы ввести на региональных дорогах. Об этом заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в ходе заседания президиума Госсовета, посвященного стратегии развития транспортной отрасли.

Условием введения платы за проезд Шохин видит поддержание приемлемого состояния дорог местными властями. «Мы думаем, что этот механизм будет в интересах и бизнеса, и субъектов Федерации», — цитирует его «Интерфакс». Своевременный ремонт и круглогодичное использование позволят в обозримой перспективе выйти на 85% нормативного состояния, как это достигнуто сейчас для федеральных дорог, пояснил он «Ведомостям».

«Платон» — система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам — работает с ноября 2015 года. Собранные в ее рамках средства перечисляются в федеральный дорожный фонд, из которого компенсируют вред, причиняемый грузовиками трассам, и строительство новых дорог. 

Изначально власти планировали установить тариф на уровне 3,73 рубля за километр и ввести штрафы за неоплату проезда до 1 млн рублей. После массовых акций протеста дальнобойщиков тариф был установлен на уровне 1,53 руб. за километр пути. После нескольких индексаций тариф вырос до 2,34 руб. за километр. В Минтрансе обещали индексировать тарифы ежегодно с 1 февраля на размер годовой инфляции. С 1 февраля 2022 года его могут поднять до 2,44 руб. за километр, отмечали в Росавтодоре. 

За первые пять лет работы система пополнила дорожный фонд на 130 млрд рублей. 6,6 млрд из них — штрафы с перевозчиков-нарушителей, которые по закону также идут на ремонт дорог. Это позволило ускорить строительство и ремонт более 130 мостов и 3,3 тыс. км дорог, отмечали «Известия». При этом, заявили опрошенные «Независимой газетой» эксперты, «Платон» остается одним из факторов подорожания грузоперевозок, стоимость которых к концу года может вырасти на 30%.

Предложение Шохина — не первая попытка перенести опыт «Платона» на региональные автодороги. О похожей инициативе в 2019 году говорил бывший тогда первым заместителем министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. По его данным, такую идею поддержали две трети российских регионов: «Большинство регионов, нами опрошенных - более 66 - за. Но это в любом случае будет их право, не обязанность».

В 2020 году директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Григорий Волков заявлял, что ввод «Платона» на региональных дорогах из текущей повестки выбыл, однако ведомство не отбросило эту идею: «Отрасль неизбежно будет переходить к системе «пользователь платит». Возможно, это будет не самый быстрый путь, но, наверное, к этому мы перейдем».

читать еще