Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В ГЭС-2 Михельсона через месяц после открытия сменился директор

Причиной называют разногласия между миллиардером и курировавшей создание арт-проекта знаменитой итальянкой

Тереза Мавика. Александр Авилов / Агентство «Москва»

Тереза Мавика покинула должность генерального директора фонда V-A-C Леонида Михельсона. Исполняющим обязанности гендиректора назначен Артем Бондаревский, работавший заместителем Мавики по административным вопросам. Также Мавика оставляет руководство флагманским российским проектом V-A-C — домом культуры ГЭС-2, с размахом открытым в декабре этого года. Одновременно с Мавикой об уходе из фонда объявили несколько сотрудников.

Мавика сохранит членство в совете директоров V–A–C, уточняется в заявлении фонда. Ее основной задачей в ближайшее время станет работа фонда в Венеции, где в апреле следующего года на 59-й Венецианской биеннале будет показана выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», которая сейчас экспонируется в ГЭС-2. Также подчеркивается, что Мавика продолжит сотрудничество с Михельсоном как его советник по международным проектам.

Мавика родилась в Италии, она выпускница неаполитанского Восточного университета. В Москву она приехала в январе 1989 г. — и осталась почти на всю жизнь. В 2009 г. Мавика возглавила фонд Леонида Михельсона V-A-C (английская аббревиатура «Виктория, искусство, современность», Виктория — имя дочери Михельсона, которая и обратила его внимание на современное искусство; она тоже работает в фонде). В мае 2019-го, прожив 30 лет в России, Мавика получила российское гражданство. 

Официальная причина смены должности Мавики — передислокация на родину и подготовка к главному мировому событию для мира современного искусства — Венецианской биеннале. У Мавики есть опыт международной работы, в том числе и на биеннале, где она была комиссаром российского павильона в 2019–2021 гг. С 2016 г. Тереза Мавика — член экспертного совета Европейской биеннале современного искусства «Манифеста».

Представление выставки в венецианском палаццо Дзаттере соответствует стратегическим приоритетам, которые фонд V–A–C планомерно реализовывал в проектах по всему миру, — культурному обмену и продвижению российского искусства на мировой художественной сцене, — говорится в заявлении V–A–C. — В связи с необходимостью усилить эту деятельность председатель совета директоров фонда V–A–C Леонид Михельсон и Тереза Иароччи Мавика приняли совместное решение о разделении управленческих функций.

Неофициально о разногласиях Мавики и Михельсона заговорили летом. Тогда причиной появившегося недопонимания называли скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4» в виде увеличенного в сотни раз куска глины, установленная на Болотной набережной на площади перед ГЭС-2.

Скульптура многим показалась непохожей на настоящее искусство и ее установка вызвала бурную общественную дискуссию.

И хотя мэр города Сергей Собянин поставил точку в спорах, назвав скульптуру «уникальным объектом мирового уровня», пошли разговоры, что Михельсон остался недоволен вызванным резонансом и потоком негатива.

Следующий звонок прозвенел во время визита первого посетителя ГЭС-2 — Владимира Путина. Михельсон и Мавика лично провели главе государства экскурсию. Президент осмотрел основное здание, пошутил про его винно-водочное прошлое (в одном из зданий до революции выпускалась водка «Смирнов») и даже сыграл пару аккордов на местном рояле.

Но на открытии многие гости обсуждали, что получившееся место выглядит совсем чуждым текущей официальной повестке, и, с учетом расположения напротив Кремля, кажется почти вызовом. 

Мавика на звонок и сообщение корреспондента The Moscow Times не ответила. В пресс-службе фонда заявили, что возможный переезд Мавики обсуждался с 2019 года, а сообщения о разногласиях между ней и Михельсоном назвали домыслами и сплетнями. В фонде отметили, что ГЭС-2 — огромный проект, руководство которым требует ежедневного присутствия, а Мавика нужна в Венеции, потому что фонд был и остается ориентированным на глобальную работу.

читать еще