Фьючерсы на нефть марки Brent, взлетевшие на 50% в 2021 году, подорожали еще на 14% уже в 2022 году, достигнув семилетнего максимума в $89 за баррель. В условиях ограниченной добычи, низких запасов и геополитической напряженности в ряде регионов-производителей черное золото стремительно приближается к $100 - уровню, который, по прогнозам Goldman Sachs, будет достигнут к середине года.
JPMorgan ожидает, что нефть может достичь $125 за баррель в этом году и $150 в 2023 году.
Возможно, чистое выражение последствий роста цен на $12 с текущих уровней не будет масштабным, поскольку базовые показатели инфляции уже отражают скачок цен на энергоносители прошлого года. Между тем, экономика, особенно западных стран, стала гораздо менее энергоемкой, чем даже десятью годами ранее.
Повышение ставок в таких странах, как Великобритания и Норвегия, а также намеки центральных банков, в том числе Федеральной резервной системы США, которая на следующей неделе может сообщить о планируемых сроках ужесточения политики, удерживают инфляционные ожидания от того, чтобы повторить динамику цен на нефть.
Однако руководители центральных банков рассчитывали на то, что по мере того, как скачок цен на нефть в 2021 году ослабнет, начнет действовать эффект базы, что приведет к снижению инфляции в годовом исчислении.
Многие также считают, что психологическое воздействие нефти по $100 нельзя недооценивать, особенно когда потребители, бизнес и политики обеспокоены инфляцией, взлетевшей до максимумов нескольких десятилетий либо до рекордных пиков.
Потребительские цены в США подскочили в декабре на 7% - максимальным темпом почти за четыре десятилетия.
Опубликованные в среду данные, свидетельствующие о том, что потребительская инфляция в Британии поднялась до пика почти 40 лет, показывают, как энергоносители отражаются на ценах продуктов питания и услуг индустрии гостеприимства.
"Это может стать вишенкой на инфляционном торте, если мы не получим замедления цен на энергоносители", - сказал Фредерик Дюкрозе, стратег Pictet Wealth Management.
Индексы неожиданности инфляционных показателей Citi достигли рекордных или многолетних максимумов в Европе и других странах, что указывает на то, что инфляция обгоняет прогнозы.
НЕФТЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Если нефть действительно достигнет отметки в $100 и останется на этом уровне, это поставит под вопрос расчеты тех, кто определяет денежно-кредитную политику - прогнозы Европейского центрального банка, например, предполагают, что в 2022 году нефть марки Brent будет стоить $77,5, а к 2024 году снизится до $69,4.
Очень важно, что это также может побудить предприятия переложить расходы на потребителей, а работников - потребовать повышения заработной платы. Эти так называемые эффекты второго порядка могут вызвать более масштабный инфляционный виток, который заставит центральные банки принять меры.
В разных странах этот эффект проявляется по-разному, но в еврозоне 10-процентный рост цен на нефть увеличивает инфляцию примерно на 0,5%, хотя прямое воздействие, как правило, быстро ослабевает.
Что касается Соединенных Штатов, то в работе, опубликованной в ноябре в исследовательской сети CESifo двумя специалистами ФРБ Далласа, предполагается, что сценарий с нефтью по $100 приведет к повышению показателя инфляции за год на 1,8 процентных пункта к концу 2021 года и на 0,4 пункта к концу 2022 года.
Базовый индекс расходов на личное потребление, который предпочитает использовать ФРС при измерении инфляции, вырастет на лишние 0,4% и 0,3% в 2021 и 2022 годах, соответственно. Это приведет к росту инфляционных ожиданий домохозяйств еще на 1,2% в течение одного года, но добавит всего 0,2% к пятилетним ожиданиям, говорится в исследовании.
Для некоторых эффект второго порядка уже наступил: экономика США близка к максимальной занятости, а средняя почасовая зарплата в декабре выросла на 0,6%. В Великобритании, где создание рабочих мест достигло рекордных показателей, рассматривается вопрос о повышении минимальной заработной платы, чтобы облегчить последствия роста цен на топливо.
В еврозоне повышательное давление на заработную плату еще не проявилось. Но учитывая стремительный рост счетов за энергоносители, старший инфляционный стратег Societe Generale Хорхе Гарайо полагает, что нефть по $100 может создать "вязкую" инфляционную среду, которая будет подогревать требования о повышении заработной платы.
Предвидя призывы к ужесточению политики ЕЦБ, денежные рынки делают ставки на повышение ставок в конце этого года. Представитель ЕЦБ Изабель Шнабель недавно сказала, что растущие цены на энергоносители могут заставить центробанк перестать "смотреть сквозь пальцы" на высокую инфляцию и принять меры для ее сдерживания.
Ключевым сейчас является то, что произойдет с ценами на нефть, когда период высокого зимнего спроса окончится. Ближайшие месяцы также должны показать, ослабеет ли воздействие других инфляционных факторов, таких как цены на электроэнергию и узкие места в поставках. Наконец, если дорогая нефть начнет вредить потреблению и замедлит экономический рост, спрос на энергоносители может самоскорректироваться.