Рубль котируется в плюсе на дневной сессии понедельника с оглядкой на текущую динамику нефти и большинства валют-аналогов, при этом он готовится показать худший январский результат с 2015 года из-за роста геополитической напряженности и ожиданий ужесточения политики ФРС.
Биржевые котировки пары доллар/рубль расчетами «завтра» к 13.50 МСК были на отметке 77,61, и рубль набирает 0,24% от уровней предыдущего закрытия.
Котировки пары евро/рубль к этому времени были у отметки 86,70, что недалеко от уровня предыдущего закрытия.
«Позитивные новости на фоне существенно выросших нефтяных цен позволят курсу USD/RUB опуститься к 76,50», — предположил Виктор Григорьев из банка Санкт-Петербург.
Он при этом предупреждает, что пока явно ожидать деэскалацию не приходится, и новая неделя может вновь оказаться довольно волатильной по мере поступления противоречивых геополитических новостей.
От последних биржевых декабрьских уровней рубль пока теряет 3,8% к доллару и 2,9% — к евро.
Январь сразу не задался для рубля и рублевых активов — в начале месяца они пострадали от беспорядков в Казахстане и введения военных сил ОДКБ в главе с Россией на территорию соседнего государства.
После стабилизации там ситуации стрелка геполитического компаса развернулась с востока на запад: резко обострилась ситуация вокруг Украины и вырос градус страхов Запада в отношении вторжения РФ.
Это, а также риски масшатбных западных санкций, вынудило иностранных инвесторов активно выходить из российских активов, однако с середины прошлой недели панические распродажи прекратились и началась коррекция на фоне смягчения воинственной риторики и усиления надежд на дипломатическое разрешение конфликта после письменных ответов США и НАТО на требования Москвы о гарантиях безопасности, а также после неоднократных заверений высших российских чиновников о невозможности войны России и Украины.
Геополитическая повестка и незатухающая западная санкционная риторика в адрес Москвы остаются в фокусе внимания локальных рынков.
В частности, сегодня по инициативе США состоится заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации вокруг Украины, а правительством Великобритании должен быть анонсирован пакет новых запретов против России на случай возможной агрессии РФ в отношении соседнего государства.
«Риск новых рестрикций против России, даже если она не претендует на суверенитет своих соседей, остается высоким, но это будут не те термоядерные санкции, которые подразумевались консорциумом западных стран в случае полноценного вторжения на Украину», — считает Михаил Шульгин из компании Открытие Инвестиции.
Параллельно во второй половине января трясло весь ЕМ-сегмент, причем это было связано как с неопределенностью вокруг Украины, так и в ожидании ужесточения политики ФРС.
Американский регулятор своей ястребиной риторикой по итогам заседания 24–25 января подтвердил и усугубил ожидания рынков, которые теперь настроились минимум на четыре повышения процентной ставки по доллару в текущем году, начиная с марта, при этом с высокой долей вероятности предполагает и пятикратное ужесточение ДКП.
На этом фоне интерес будет представлять пятничная публикация о занятости и безработице в США за январь — повлияла ли негативно на американский рынок труда вспышка омикрон-штамма коронавируса, или же он продолжил восстановление.
На текущей неделе внимание инвесторов будет также приковано к заседаниям Резервного банка Австралии (вторник), Банка Англии и Европейского Центробанка (оба — в четверг).
Утром понедельника на мировых рынках преобладает спрос на рискованные активы в ущерб безопасным, в связи с чем на форексе дешевеют доллар и иена, но в плюсе — большинство товарных и развивающихся валют.
Пара евро/доллар подрастает на 0,3% и оценивается в $1,1180, немного сместившись с 18-месячного пика американской валюты, $1,1130, достигнутого в конце прошлой недели после заседания ФРС и сильной американской статистики.
Нефть марки Brent дорожает на 1% и оценивается в $90,90, что близко от максимума с октября 2014 года, $91,70, достигнутого в пятницу. Цены толкают вверх опасения за поставки на фоне напряженности в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.