США и Европа пригрозили Москве санкциями в случае вторжения в Украину, которые могут коснуться и ключевого источника дохода РФ - нефтеэкспорта.
Так, 15 февраля президент США Джо Байден заявил, что при нападении Москва заплатит высокую цену - санкции США и их союзников затронут ключевые отрасли российской экономики. Он отметил, что санкции могут быть болезненными для энергорынков и привести к росту цен, в том числе в США.
США и Евросоюз часто используют санкции, ограничивающие экспортные возможности стран-производителей нефти, пытаясь оказать на них экономическое давление.
В декабре 2021 года ЕС ввёл новые санкции против ряда компаний Белоруссии, включая нефтяного производителя Белоруснефть, вынудив его отказаться от экспорта нефти в Германию в 2022 году.
Западные санкции вводились и в отношении существенно более крупных игроков нефтяного рынка - Ирана и Венесуэлы. В 2018 году США вышли из международного соглашения, которое ограничивало ядерную программу Ирана в обмен на ослабление экономического давления, и повторно ввели санкции, призванные вынудить основных клиентов Тегерана прекратить покупку иранской нефти.
Россия, один из крупнейших производителей нефти, добывает 10% от общемировой потребности в сырье - около 524,5 миллиона тонн по итогам 2021 года. При этом, согласно данным в терминале Refinitiv Eikon и расчётам Рейтер, в 2021 году на экспорт за пределы СНГ, без учёта транзита, поступал лишь 41% от общей добычи в РФ - около 214,7 миллиона тонн.
Россия обладает собственной нефтепереработкой, на которую приходится более половины добываемой нефти, но главный козырь - прямой доступ на рынок основного потребителя энергоносителей, Китая, по нефтепроводам, железной дороге и морю.
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ДРУЖБА
Европа - традиционный потребитель нефти из России - в последние годы теряет роль ключевого региона для сбыта российского сырья, в связи с чем даже полный отказ европейских потребителей от нефти РФ не сможет нанести непоправимый урон Москве, говорят трейдеры.
РФ и Европа связаны одним безальтернативным маршрутом поставок - нефтепроводом Дружба, который соединяет месторождения РФ напрямую с заводами в Европе. В 2021 поставки по этому направлению составили лишь 35,9 миллиона тонн, упав на 40% по сравнению с пиковыми значениями в 59,4 миллиона тонн 15 лет назад.
В 2021 году на прямые трубопроводные поставки в страны ЕС приходилось лишь 7% от добычи РФ и 16% от общего экспорта, по расчетам Рейтер.
«Поставки по Дружбе и так ежегодно сокращаются, так что в безвыходной ситуации этот объем сложно, но реально разместить на других направлениях», - говорит источник в торговых кругах.
Российские экспортеры и европейские покупатели в последние несколько лет находились в сложных переговорах о поставках нефти по Дружбе, что привело к существенному сокращению прокачки сырья по этому маршруту.
Экономика поставок ухудшилась по сравнению с морским экспортом, говорят трейдеры, а европейские заводы не спешат увеличивать загрузку из-за неопределенности со сбытом продукции на фоне «зеленого» перехода в Европе.
«В среднесрочной перспективе необходимость поставок по Дружбе может и без санкций оказаться под вопросом», - сказал трейдер, близкий к европейскому переработчику, получающему нефть по нефтепроводу.
ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ
РФ давно позаботилась об альтернативе европейским потребителям, развернув основные экспортные потоки нефти в Азию, которая во главе с Китаем является крупнейшим покупателем энергоносителей с хорошими в отличие от Европы перспективами спроса.
В 2021 году на прямые поставки нефти из РФ в Азию, включая дальневосточные порты и нефтепроводы, соединяющие Россию и Китай, пришлось 40% экспорта и чуть более 17% добычи, показал расчёт Рейтер.
РФ является вторым по величине поставщиком нефти в Китай, причем на долгосрочные поставки по нефтепроводу в Китай приходится почти пятая часть от всего экспорта РФ в дальнее зарубежье.
Кроме того, нефть, отгружаемая из портов в западной части РФ - Приморска, Усть-Луги и Новороссийска, пользуется спросом как у европейских НПЗ, так и у переработчиков в Азии.
Китайский Unipec является регулярным покупателем морских партий нефти Urals для поставок в Китай. Там компания, как правило, реализует сорт в адрес независимых НПЗ, которые с удовольствием перерабатывают российское сырье, говорят трейдеры.
СВОБОДНОЕ МОРЕ
На морской экспорт нефти РФ из западных портов приходится около 39% от зарубежных отгрузок, а движение по международным водам сложно ограничить санкциями, отмечают трейдеры.
В 2021 году морской экспорт РФ в западном направлении, включая порты, не входящие в систему Транснефти, составил порядка 87 миллионов тонн без учёта транзита, показывает статистика.
Причем российские портовые мощности оказались недозагруженными с момента заключения сделки ОПЕК+, что позволяет компаниям надеяться на увеличение экспорта.
«Сейчас ситуация в портах гораздо проще, чем лет десять назад. Усть-Луга и Новороссийск, например, загружены лишь частично», - говорит источники на рынке нефти РФ.
Мощность Новороссийска составляет 40 миллионов тонн в год, а в 2021 году было перевалено лишь 9,8 миллиона тонн российской нефти, при этом Усть-Луга из своей мощности в 38 миллионов тонн в 2021 перевалила лишь 17,3 миллиона тонн сырья из РФ.
Европейские НПЗ сейчас являются основными получателями морских партий Urals, но в случае санкций российская нефть может направиться к потребителям в Азии и на Ближнем Восток, отмечают трейдеры.
«Китайцы любят Urals, даже с учетом транспорта и разницы в ценах на региональные эталоны все равно везут, все равно берут, главное – стоил бы достаточно дешево», - говорит трейдер, добавляя, что российское сырьё пользуется популярностью у НПЗ в Индии.
По данным системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, арбитражные отгрузки Urals из Европы в Азию доходили на пике до 3 миллионов тонн в месяц, что сопоставимо с поставками по Дружбе.
СТАРЫЕ ТРЮКИ
РФ обладает широким ассортиментом логистических решений, часть из которых потеряла свою популярность из-за низкой рентабельности по сравнению с трубопроводными поставками, но технически по-прежнему вполне реализуема.
До ввода в эксплуатацию нефтепроводов Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с конечной точкой в порту Козьмино и балтийских маршрутов БТС и БТС-2 до портов Приморск и Усть-Луга РФ испытывала дефицит трубопроводных экспортных мощностей и поставляла значительные объёмы нефти за рубеж железнодорожным транспортом, в том числе в Китай.
В начале 2000-х железнодорожные поставки нефти из РФ в Китай превышали 10 миллионов тонн в год.
Кроме того, РФ развивает поставки нефти в Азию по Северному морскому пути, минуя Европу. Такие отгрузки пока носят сезонный характер в связи со сложными погодными условиями, но стратегия развития предполагает выход грузопотока по этому маршруту на 82 миллиона тонн в год к 2025 году.
«В случае санкций компаниям придется быть изобретательными и вспомнить старые и новые решения, чтобы удержать бизнес на плаву», - сказал источник в отрасли.