Лефортовский суд Москвы продолжит рассмотрение дела о мошенничестве и неуважении к суду против Алексея Навального 21 февраля. Выездное заседание исправительной колонии №2 города Покров Владимирской области перенесли с учетом того, что 16 февраля у Навального назначено длительное свидание с женой, сообщила «Новая газета».
Процесс против Навального связан с обвинениями в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК) и в оскорблении судьи (ч. 1, ч. 2 ст. 297 УК). Изначально в рамках дела о мошенничестве Следственный комитет заявлял о похищенном миллиарде рублей из пожертвований некоммерческим организациям, возглавляемым Навальным. Затем следствие заявило, что политик и его сообщники использовали для личных целей более 356 млн рублей.
Однако в настоящем деле, согласно обвинению, рассматривается только мошенничество на 2,7 млн рублей, пожертвованных Навальному, в том числе, на президентскую кампанию 2018 года.
На суде политик отметил, что с 2011 года в его организации жертвовали деньги более 300 000 человек, однако заявление в суд написали всего четыре человека:
Что вы принесли в суд? Вы в суд принесли в буквальном смысле материалы о том, что есть четыре человека, 300 тысяч жертвователей за все эти годы ― и четыре человека написали заявления на два миллиона рублей, из которых один ― это слесарь, который в буквальном смысле, тут написано, он пишет так: «Я посмотрел видео Навального и подумал: „Какой классный Навальный“, после чего я взял миллион рублей, миллион двадцать тысяч рублей и перевел Навальному». А спустя две недели слесарь подумал: «Нет, Навальный не классный, он меня обманул» ― и пишет заявление, на следующий день возбуждается уголовное дело.
Потерпевшими по делу проходят четыре человека. Один из них — Михаил Костенко — является, как утверждает соратник Навального Иван Жданов, зятем юриста Сурена Зорояна, партнера Ильи Ремесло, активно и публично критикующего Навального. Второй — разнорабочий Александр Кошелев, который перевел Навальному в декабре 2020 года миллион рублей, а затем ещё 20 000. «Ущерб до 1 000 000 рублей — это крупный размер. А 1 000 001 рубль — уже особо крупный. 20 000 сыграли важнейшую роль. Если бы был просто миллион, Навальному грозило бы шесть лет лишения свободы, а если миллион двадцать тысяч рублей, то уже 10», — отметил Жданов.
Навальный особо отметил, что никогда не брал государственных денег. По его словам, уголовное дело против него завели, когда стало известно, что он вернётся в Россию из Германии, где лечился от отравления.
«Я не боюсь ни этого суда, ни колонии, ни ФСБ, ни прокуратуры, ни химического оружия, Путина и всех остальных. Я не боюсь, потому что считаю унизительным и бесполезным бояться этого всего», — подчеркнул Навальный.
Обвинение привело в суде список трат политика с 2016 по 2020 годы: оплату товаров из супермаркетов, медицинских услуг и связи, переводы Qiwi и аренду гостиниц. Прокурор считает, что Навальный тратил «похищенные» деньги жертвователей на личные нужды.
Обвиняемый заявил, что не понял, что могут доказывать эти траты. По словам Навального, его официальный доход превышает потраченные за пять лет 8 млн рублей:
Я испытывал ликование в связи с тем, что наша система, при которой есть китайская стена между деньгами жертвователей и личными деньгами, ни разу не пересеклась. Ни копейки никогда не ушло никому и никуда, кроме как на нашу деятельность. Поэтому еще раз: это просто глобальный аудит всего того, что я делаю, который полностью доказал, что мы делаем абсолютно верно, потратили все на ту деятельность, о которой говорили, на антикоррупционную деятельность, чтобы разоблачать тех, кто стоит за вами и заказывает эти суды. И все мы делаем очень хорошо, мы делаем правильно.
Эпизоды о неуважении к суду связаны, как посчитало следствие, с оскорблением Навальным мировой судьи, прокурора и внука ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко во время судебного процесса по делу о клевете на Артеменко в 2021 году. Во время заседаний Навальный неоднократно получал замечания. В обвинительном заключении, в частности, указаны такие высказывания Навального в адрес Акимовой: «Вы граммофон или судья?»; «Будете меня перебивать, я вас удалю из зала суда»; «Постоянно говорите, как попугай»; «Разрешите обращаться к вам не ваша честь, а оберштурмбанфюрер» и другие.
«Я даже не знаю, честно говоря, комментировать ли вторую часть этого экзотического дела, которая касается оскорблений. Я просто думаю, может быть, они для смеха ее включили? Потому что, во-первых, объединение в одном деле мошенничества и оскорблений странно, во-вторых, читали ли вы, что занесено в оскорбления?», — отметил Навальный на суде.
На процесс 15 февраля было допущено 78 представителей СМИ, которые наблюдали за заседанием по трансляции в административном помещении на территории колонии. Несколько журналистов без средств связи пропустили непосредственно в зал судебного заседания.
В начале 2021 года — по возвращении Навального из Германии, где он проходил лечение после отравления — изначально определенный ему как условный срок по делу «Ив Роше» был заменен на реальный. ФСИН заявила, что политик многократно нарушал назначенные ему ограничения и обязательства. Сейчас он отбывает наказание в три с половиной года лишения свободы, назначенное ему Замоскворецким судом Москвы в 2014 году.
В 2021 году Навальный стал фигурантом уголовных дел о создании экстремистского сообщества и создании организации, посягающей на личность и права граждан.