Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«В белом сарафане читала стихи». Коллега рассказывает о Саше Скочиленко, оказавшейся в СИЗО за расклейку антивоенных ценников

Саша Скочиленко оказалась первой в Санкт-Петербурге жертвой уголовного преследования по новому закону «о фейках» против российской армии

skochilenko / instagram

В субботу 9 апреля я была на музыкальном джеме, где пела моя подруга Саша Скочиленко. В небольшом зале собрались люди с длинными волосами, в банданах и просторной одежде. Они сидели на полу и играли на десятках разных инструментов, каждый — что-то свое. Настоящее сборище олдскульных хиппи, каких теперь мало где увидишь. Саша в белом сарафане читала под музыку свои стихи. 

А сегодня я смотрю на ее фотографии в прессе: миниатюрная рыжеволосая девушка в наручниках, в железной клетке в здании суда. Под стражей двоих хмурых полицейских, каждый в два раза крупнее ее. Она упрямо улыбается и показывает руками сердечко. Саша оказалась первой в Санкт-Петербурге жертвой уголовного преследования по новоиспеченному закону «о фейках» против российской армии.

В субботу вечером мы попрощались и договорились созвониться. Не успели — в понедельник утром Сашу арестовали.

Позже я узнала, что против нее была развернута целая операция: сперва представители СК пришли с обыском к ее другу-музыканту и написали ей с его телефона. А когда Саша приехала, ее взяли под стражу. Затем ее квартиру обыскали, отобрали ноутбук, угрожая «все разнести», а после отвезли в СК и допрашивали до трех часов ночи. В среду судья Василеостровского районного суда Елена Леонова решила отправить Сашу в СИЗО до 1 июня. 

Сашу обвиняют по второй, более суровой части статьи 207.3 УК РФ — «дискредитация Вооруженных сил, совершенная по мотивам политической ненависти». Это значит, что ей грозит уголовный срок от 5 до 10 лет лишения свободы. Столько в России дают за убийства и изнасилования. 

В чем же таком ужасном ее подозревают, что потребовало немедленного ареста и содержания за решеткой? В том, что она наклеила в магазине «Перекресток» стикеры с пацифистскими лозунгами и фактами о погибших мирных жителях во время «спецоперации» в Мариуполе. На нее донесла покупательница (вероятно, не случайная). Сначала женщина пожаловалась сотрудникам магазина, а потом, не дождавшись реакции, написала донос в полицию.

Саша — пацифистка и свободная художница. Превыше всего она ставит свободу самовыражения, творчество и права человека. Она всегда поражала меня своей продуктивностью и способностью в момент организовать выставку или концерт и собрать на них под сотню человек. В творческом и либеральном сообществах Петербурга, кажется, ее знают буквально все. Недаром характеристики к судебному заседанию для нее написали десятки людей, включая муниципальных депутатов, редакторов СМИ и руководителей общественных организаций. За последние 10 лет Саша участвовала во множестве политических акций, была наблюдателем на выборах, работала видеорепортером на уличных протестах. 

Иронично, что именно Сашу, миролюбивого и доброжелательного человека, обвиняют в «политической ненависти». Она категорически против насилия в том числе и потому, что пострадала от него и сама: в абьюзивной семье, в коммуналке, в которой прожила много лет, во время грубых задержаний. 

Саша всегда выступала на стороне тех, кого притесняют: людей с психическими расстройствами, жертв насилия, ЛГБТ. Лично мне особенно дорог ее вклад в борьбу со стигмой психических расстройств. Ее трогательный комикс «Книга о депрессии» был первым в России наглядным пособием по этой теме. Ее рассказ о собственном сражении с затяжной депрессией разошелся на мемы и цитаты и уже много лет живет самостоятельной жизнью. Благодаря этому комиксу мы с ней и познакомились, а позже я решила взять у Саши интервью для своей книги «Биполярники. Без масок», в котором она подробно рассказала о своей непростой жизни с расстройством настроения.

Когда началась [в***а], появились фотографии жертв и разрушений, Саша не смогла стоять в стороне. В первый раз ее задержали на антивоенной акции 3 марта, и тогда она отделалась штрафом. Конечно, знакомые сто раз говорили ей: «не высовывайся», «не рискуй», «ты одна ничего не изменишь, так что лучше побереги себя». 

 

Но мы хорошо знаем, что происходит в обществах, где «не высовываться» решают все. Когда каждый отказывается от личной ответственности и молча потворствует насилию или просто отворачивается, чтобы его не видеть. 

К счастью, никогда не поздно это изменить — даже отдельные люди могут вдохновить других на перемены своим бесстрашием. Я верю, что сейчас Сашина смелость и решительность вдохновят многих.

Но больше всего я хочу, чтобы ее отпустили домой как можно скорее, потому что заключение может ее просто убить. Саша — девушка весом 45 килограммов, с хрупким здоровьем. У нее биполярное расстройство, при котором критически важен стабильный режим дня и регулярный прием медикаментов. Сильный стресс и нарушения сна (например, ночной допрос) способны спровоцировать тяжелый приступ. Кроме того, она страдает от непереносимости глютена — целиакии, и тюремная диета может просто разрушить ее организм.

Активисты и друзья Саши Скочиленко создали петицию с требованием изменить ей меру пресечения и выпустить из СИЗО. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку