Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Ханука под охраной? Или под прицелом?

14 декабря в Сиднее, на побережье Бонди-Бич, произошёл террористический акт, который невозможно воспринимать как «очередной инцидент». Два убийцы пришли с огнестрельным оружием в тот момент, когда верующие стали зажигать свечи на Хануку — праздника света, человеческого достоинства и радости жизни. Около двух тысяч человек стали мишенью ненависти.
Юрист Арсен Островский пережил кошмар 7 октября 2023 года – и снова стал мишенью антисемитов
Юрист Арсен Островский пережил кошмар 7 октября 2023 года – и снова стал мишенью антисемитов Социальные сети

Много погибших — уже пятнадцать человек. Не менее сорока раненых — и вместе с ними ранена опасная иллюзия, что антисемитизм — лишь слова неразумных людей, лозунги бессмысленной толпы или выходки отъявленных маргиналов. Нет: антисемитизм — это всегда вопрос физической безопасности и, в конечном счете, вопрос человеческих жизней.

Мы в Евро-Азиатском еврейском конгрессе выражаем глубокие соболезнования семьям погибших и солидарность с еврейской общиной Австралии. Но одних слов скорби и сочувствия сегодня недостаточно. Потому что эта трагедия не была неожиданной.

Лозунги становятся действием

После катастрофического теракта 7 октября 2023 года в Израиле, стоившего жизни более чем 1200 человек, мир вовсе не одумался, не остановился в ужасе, нет: мир вступил в новую фазу агрессивного, легитимизированного антисемитизма. Он больше не прячется на обочине общественного дискурса. Его допускают и в университетские аудитории, и в медиапространство, и в политические дебаты — под видом «свободы слова», «контекста» и «нюансов». Но ненависть, оставленная без ответа, не угасает сама собой, она переходит от слов к делу, становится действием.

ЕАЕК неоднократно предупреждал: нормализация антисемитской риторики, избирательная слепота к призывам к насилию над евреями, страх назвать зло по имени — неизбежно приводят к крови. Сегодня мы видим страшный итог: террор пришел туда, где зажигали ханукальные свечи.

Это не «локальная проблема» и не исключительно еврейская трагедия. Когда государство не способно защитить религиозное меньшинство во время открытого, согласованного с властями публичного мероприятия — это сигнал всем. Защита общественного пространства либо существует для всех, либо она фикция.

Мы требуем от властей Австралии немедленного, жесткого и абсолютно прозрачного расследования. Все исполнители и организаторы нападения должны быть установлены и наказаны. Не символически, не декоративно, а по всей строгости закона. Без эвфемизмов и какой бы то ни было политкорректности.

Но расследование и наказание виновных — только первый шаг. Требуются системные меры по защите еврейских общин, религиозных мероприятий и общественных пространств. Не «при необходимости», не «в условиях повышенной угрозы», а постоянно. Это должно стать новой нормой.

Президент ЕАЕК доктор Михаил Мирилашвили сказал после трагедии в Сиднее: «Евреи не должны платить жизнями за чье-то политическое удобство или страх». Я добавлю: ни одно демократическое общество не имеет права позволить себе платить такую цену ни за что.

Ханука — праздник победы света над тьмой, воспоминание о чуде. Но чудеса не случаются по заказу и не защищают всех и каждого всегда и везде. Безопасность — задача государства, требование закона и моральная ответственность всего общества.

Промедление больше недопустимо.

Что пошло не так: ответственность институтов

Сегодняшний антисемитизм редко начинается с взрывчатки или ножа. Он начинается с заголовков в газетах и на сайтах, с формулировок в официальных документах и на общественных мероприятий, с коварных умолчаний. Когда медиа систематически размывают границу между критикой политики государства и дегуманизацией людей, они становятся не наблюдателями, а участниками процесса. Слова имеет последствия. В иудаизме определяется грех злоязычия, лашон а-ра. Мудрецы сравнивают тяжесть наносимого злоязычием ущерба с тремя наиболее серьезными преступлениями: идолопоклонством, запретными половыми связями и кровопролитием. Причина в том, что злоязычие наносит человеку серьезный вред, иногда даже больший, чем другие нарушения, поскольку вредит и его чести, и его душе, и его отношениям с другими людьми.

И когда убийство евреев превращается в «контекст», а призывы к насилию в «эмоциональную реакцию», общество приучают к мысли, что еврейская жизнь — условна.

Университеты, призванные быть пространством свободной мысли, все чаще оказываются пространством идеологического давления и «защиты эмоций». Толерантность к лозунгам, оправдывающим террор, и избирательное применение академических стандартов создают среду, в которой ненависть маскируется под активизм. Это не нейтралитет, а отказ от ответственности.

Ключевая ошибка властей — в том, что они думают, будто антисемитизм можно «сбалансировать», не давая ему правовой оценки. Политическая осторожность, страх потерять электорат или вызвать критику приводят к тому, что радикальные группы считывают сигнал. В этот момент государство утрачивает профилактическую функцию, а насилие становится вопросом времени.

Борьба с антисемитизмом не требует деклараций. Она требует последовательности: четких юридических границ, равного применения закона и отказа от двойных стандартов. Это не тест для еврейских общин — но экзамен для демократий.

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку