Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Паника после девальвации»: как люди реагируют на обвал национальной валюты

Профессор РЭШ Валерий Черноокий разбирает основные причины и последствия девальвации в разных странах.
Zuma / ТАСС

Крупные девальвации — распространенное явление в странах с развивающимися рынками. Причины их разнообразны: от резкого падения цен на экспортируемое сырье до просчетов в макроэкономической политике и введения санкций. Также разнообразны и их последствия для экономики.

Обвал курса национальной валюты в развивающихся странах почти всегда приводит к росту цен на импорт. Импортные контракты в этих странах, как правило, заключены в долларах или других твердых валютах, и девальвация автоматически означает рост цен. 

В то же время, как отмечают ученые, розничные цены на импортные товары растут постепенно и не так сильно, как цены на новые контракты на закупки. Они объясняют это тем, что розничные цены включают в себя издержки на локальные транспортные и логистические услуги, в меньшей степени подверженные влиянию девальвации.

Другие исследователи дают альтернативное объяснение: запасы импортных товаров, купленные по докризисным ценам, сглаживают рост. Более того, эти экономисты отмечают, что наличие запасов может усилить падение физических объемов импорта. Цены в это время растут, а спрос падает — и накопленные до девальвации запасы позволяют долго его удовлетворять.

Но иногда девальвация не только не вызывает падение спроса, но даже приводит к кратковременному росту розничных продаж импортных товаров. Такой ажиотажный спрос на импорт мы наблюдали в России в декабре 2014 года.

Подобные эпизоды происходили и в других развивающихся странах, в частности, в Белоруссии в мае 2011 года и Венесуэле в январе 2010-го. В России этот всплеск был сконцентрирован в основном на товарах длительного пользования: автомобилях, телевизорах или смартфонах. Спрос на продукты, одежду или косметику в первый месяц после девальвации в декабре 2014 года изменился гораздо меньше.

Такое поведение потребителей вполне рационально. Ожидание роста цен вынуждает людей делать запланированные на будущее покупки прямо сейчас, резко увеличивая спрос в первые дни после девальвации и сильно сокращая его в последующие месяцы. Купленный нами телевизор или автомобиль будет служить нам в течение нескольких лет или десятилетий, неважно, купили мы его сразу после девальвации или на месяц-два позже. Но через этот месяц стоить он будет гораздо дороже. В то же время многие продукты и косметику по низкой цене покупать нет смысла: они испортятся. 

Такой ажиотажный спрос быстро истощает розничные запасы товаров долгосрочного потребления и вынуждает продавцов быстрее повышать цены. От того, как быстро они приведут свои цены к новому уровню обменного курса, зависит и то, насколько большим будет ажиотажный спрос. Если реакция розницы будет быстрой, то повышения спроса может и вовсе не быть.

Эпизоды ажиотажного спроса могут случаться и без крупных девальваций. Например, в начале первой волны пандемии во многих странах можно было увидеть печальные картины пустых полок магазинов. В ожидании локдауна потребители принялись пополнять свои запасы, и розница за ними не поспевала. Но в отличие от спроса после девальвации такие «панические покупки» были в основном сконцентрированы не на долгосрочных товарах, а на товарах повседневного потребления (продукты питания с длительным сроком хранения и предметы личной гигиены) и медицинских товарах (маски, антисептики и лекарства). 

Интересно, что ажиотажный потребительский спрос в России в конце февраля — марте 2022 года имеет схожие черты как с периодом девальвации декабря-2014, так и с эпизодом «панических покупок» во время пандемии. С одной стороны, девальвация рубля привела к росту спроса на импортные товары, хотя в этот раз продавцы быстро повысили цены. С другой — введенные санкции вызвали проблемы с новыми поставками товаров повседневного потребления: лекарств, предметов гигиены или кормов для животных. В ожидании роста цен или дефицита люди начали их скупать. Тем не менее, как и во время предыдущих эпизодов, этот ажиотажный спрос краткосрочен, и в ближайшие месяцы мы будем наблюдать лишь рост цен, снижение розничных продаж и резкое падение импорта.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку