Россияне вынуждены изменять рацион питания из-за подорожания продуктов. В частности, они стали отказываться от картофеля, который к концу мая увеличился в цене на 173% год к году — максимально за 23 года доступной официальной статистики. Как подсчитали в «Центре развития» Высшей школы экономики, в первом квартале 2025 года россияне купили на 8% меньше картофеля, чем в аналогичном периоде прошлого года. В целях экономии им пришлось переключиться на хлеб, макаронные изделия и крупы, продажи которых увеличились на 6%, 5% и 3% соответственно, приводит данные «Независимая газета».
Замдиректора «Центра развития» Светлана Мисихина отметила, что позволить себе картофель теперь могут куда меньше россиян, чем раньше. Возможность покупки этого корнеплода за год упала почти на 45%. Негативную тенденцию также показали репчатый лук (минус 17%) и сливочное масло (минус 15%), подорожавшие к маю на 41% и 34% год к году. При этом для среднестатистического жителя на 12 и 14% выросла доступность покупки круп и вермишели, добавила Мисихина. В Центробанке изменение рациона россиян объяснили их желанием потреблять продукты «с более высокими качественными характеристиками».
В России сохраняется двузначная продовольственная инфляция: по данным Росстата, средние цены на продукты за первые четыре месяца 2025 года оказались на 12% выше прошлогодних. Причем рекордные цифры показали именно овощи. Так, картофель в мае подорожал на 173% год к году. Его средняя розничная цена достигла 84,7 рубля за 1 кг. Средняя розничная цена репчатого лука увеличилась на 87,2% год к году, до 72,3 рубля за 1 кг, а белокочанная капуста стала дороже на 56,8% и теперь продается по 75,2 рубля за 1 кг. Свекла прибавила в цене 11,9%, помидоры — 1,2%.
11 июня Минпромторг предложил ввести госрегулирование цен на самые востребованные овощи. Речь шла о переходе к долгосрочным контрактам между поставщиками и торговыми сетями, в которых будет зафиксирована ценовая вилка — минимальный и максимальный уровень отпускной цены на овощи, входящие в «борщевой набор».
В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН сообщили, что спрос на продовольствие остается единственным стабильно растущим сегментом потребительского рынка. При этом рост продаж других товаров остановился. Особенно это касается автомобилей, бытовой электроники, холодильников и стиральных машин. В целом по итогам первого квартала 2025 года рост оборота розничной торговли замедлился до 3,2%.