Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация всегда были многонациональными государствами, сегодня в России проживает более 200 этносов. Но этническая принадлежность всегда представляла трудности внутри государства как для политиков, так и для самих представителей этнических меньшинств.
Многие народы были перемещены, подвергнуты дискриминации и изгнаны со своих родных земель на протяжении веков. Одна группа, «русские немцы» — этнические немцы, переселившиеся в Российскую империю во время правления Екатерины Великой, — пережили многое из того, чему сегодня подвергаются украинцы. Моя семья, например, уехала из Советского Союза в Канаду в 1924 году, после того как подверглась преследованиям и пережила жестокости Гражданской войны после Октябрьской революции.
После вторжения нацистской Германии в Советский Союз в 1941 году советские власти быстро переселили этнических немцев из западных регионов империи в Сибирь, Казахстан и Кыргызстан.
Сотни тысяч людей и семей были загнаны в вагоны для перевозки скота и на недели вывезены на восток, чтобы Советский Союз не столкнулся с „пятой колонной“ внутри государства.
Эти немцы покинули свои дома на Волге, в Крыму, на юге Украины, в Москве и Петербурге, не зная, вернутся ли они когда-нибудь. Сотни тысяч людей умерли после депортации от голода, холода или тяжелой работы. Многие из этих людей были вынуждены работать в рабских условиях в так называемой трудармии, которая поддерживала военные усилия СССР в производстве продуктов, сельском хозяйстве, производстве оружия, лесозаготовках и других сферах. Когда в 1945 году война подошла к концу, этнических немцев не освободили, а заставили остаться в восточных частях империи в ужасных условиях.
В ноябре 1948 года Верховный Совет объявил, что изгнание немецких народов будет постоянным. Немцев заставили подписать документы, в которых они отказывались от всех прав на свою бывшую собственность и соглашались никогда не возвращаться домой. Немцам часто запрещалось посещать высшие учебные заведения, им запрещалось уезжать далеко от дома, им грозили наказания за использование немецкого языка или исповедование своей религии. По сути, их идентичность была насильственно устранена.
В интервью, дневниках и мемуарах немцы говорили, что, несмотря на то, что они изо всех сил старались „приспособиться“, соотечественники всегда считали их фашистами.
Дети вспоминают, как одноклассники называли их «нацистами», унижали из-за этнической принадлежности, которую им не разрешалось показывать. Многие из детей этнических немцев, выросших в Казахстане, больше не учили немецкий язык, за исключением, возможно, детских стишков в раннем детстве. В конце концов, Советский Союз приложил все усилия, чтобы уничтожить культуру и — в значительной степени — само существование русских немцев.
Только в результате нормализации отношений между Восточной Германией и Советским Союзом в 1970-х и 1980-х годах, а затем после распада СССР немцам было разрешено эмигрировать и принять свой собственный язык и культуру.
Владимир Путин во многом использовал тот же сценарий с украинцами, но если предлогом для действий против немцев было фактическое вторжение, то теперь предлогом является вымышленное вторжение, которое «готовится». И если немцы были советскими гражданами, проживающими в Советском Союзе, то на этот раз украинцы являются гражданами и жителями другой суверенной страны.
Чтобы обойти эти противоречия, Путин в своем выступлении от 22 февраля 2022 года заявил, что «современная Украина полностью создана Россией, точнее, большевистской, коммунистической Россией». Президент России стремился отрицать существование Украины как национального государства, утверждая, что ее создание было случайностью истории и ошибкой первых большевиков после русской революции. При этом Путин отказывается видеть Украину и украинцев как этническую группу, нацию и государство.
Как и немцев в 1941 году, украинцев насильно депортируют из их городов, особенно с востока Украины и из Мариуполя, и отправляют на Дальний Восток России. Кроме того, официальный российский дискурс заключается в том, что Россия борется за защиту этнических русских от «фашистского украинского режима». И снова идея фашистской пятой колонны вездесуща в риторике российского правительства.
Пока российские ракеты бомбят украинские города, появляются сообщения о том, что украинцев, проживающих в России, останавливают на улицах и заставляют разблокировать и показывать полиции свои смартфоны. Быть украинцем в России — значит быть врагом. Пока Украина борется за свое право на существование, российское правительство неустанно работает над устранением понятия «Украина». Это действительно один из самых ужасающих аспектов путинской войны.
За три десятилетия, прошедшие после распада Советского Союза, внутри России предпринималось мало усилий, чтобы противостоять наследию преследований национальных меньшинств. Этническая дискриминация и империалистические идеи Сталина по-прежнему господствуют над руководителями нынешней власти.
Когда обществу мешают принять свое прошлое, оно часто повторяет те же ошибки. В постпутинскую эпоху у России не будет другого выбора, кроме как копаться в прошлом и проводить долгую и трудную политику исторического примирения. Если нет, этнические преследования в России не прекратятся. Они останутся проблемой будущих поколений.