Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Не верьте Путину». Почему Кремль продолжит создавать неопределенность на рынках продовольствия и энергии

Кажется, что Путин смягчает меры по блокировке потоков энергии и продовольствия. Но угроза нарушения поставок — оружие, от которого он не откажется.
«Газпром»

Недавние события [в том числе cоглашения о разрешении экспорта украинского зерна] могли бы говорить о том, что Путин смягчает меры по блокировке потоков энергии, продовольствия и удобрений. Но это не так.

Россия продолжит создавать неопределенность с поставками нефти, газа и сельхозпродукции на мировые рынки. Ей нечего терять, зато она может многое приобрести.

За последние пару недель российский суд отменил 30-дневную приостановку поставок по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, по которому в основном доставляется казахстанская нефть на экспортный терминал на черноморском побережье России. Приостановка, о которой я писал, исключила бы из мировых запасов 45 миллионов баррелей сырой нефти стоимостью более $4,5 млрд. Но штраф, наложенный на компанию вместо приостановки, составил всего 200 000 рублей, что эквивалентно $3200.

Успешная апелляция, несомненно, стала победой для трубопроводной компании и облегчением для европейских нефтепереработчиков. Но для правительства Казахстана и работающих там иностранных нефтяных компаний угроза будущих сбоев никуда не делась.

Потоки через систему КТК уже дважды прерывались после вторжения российских войск в Украину 24 февраля. В конце марта терминал был частично закрыт на месяц после того, как шторм, как сообщается, повредил два из трех погрузочных буев. Затем в середине июня в акватории обнаружили ряд мин времен Второй мировой войны. Скептики могли бы отметить, что обезвреживание мин должно было быть приоритетом еще тогда, когда буи были впервые установлены.

Еще большую озабоченность европейских стран вызывает тот факт, что рука Кремля твердо контролирует потоки российского газа. Большую часть прошлого года поставки осуществлялись на уровне около 400 млн кубометров в сутки. Они упали примерно на 25% по мере приближения зимы, когда сократились потоки по трубопроводу Ямал-Европа через Польшу. И снова они упали в январе, когда объемы, отправляемые через Украину, также резко сократились. К июню общий поток газа по трубопроводу из России в Европу снизился примерно до 40% от нормального уровня, опустившись ниже 20% за последние две недели, при этом газопровод «Северный поток» был остановлен на ежегодное техническое обслуживание.

Опасения, что линия, напрямую связывающая Россию с Германией, не возобновится после завершения работ, развеялись — на данный момент. Отгрузки по маршруту возобновились 21 июля, но президент Путин сразу же предупредил, что через несколько дней они могут снова прекратиться, если турбина, отправленная в Канаду для обслуживания, не будет возвращена до того, как одна из других турбин на линии будет выведена из эксплуатации.

Угроза перебоев с поставками газа остается вполне реальной.

А еще есть сделка по разрешению отгрузки зерна из портов Черного моря Украины. Хотя любое соглашение о восстановлении этого жизненно важного экспорта следует приветствовать, не питайте иллюзий, что его нельзя остановить снова в любое время. Воровство украинского зерна Россией хорошо задокументировано, равно как и бессмысленное уничтожение посевов на полях.

К кажущимся шагам России от пропасти в этих областях следует относиться с осторожностью. То, что оружие не использовалось в этот раз, не означает, что оно не будет применено позже.

Точно так же, как ядерные ракеты, которые Путин и его приспешники продолжают угрожать использовать, рычаги, полученные благодаря способности России перекрыть экспорт продовольствия и энергии, заключаются в неопределенности, создаваемой возможностью их применения, а не в их фактическом применении. Однажды использованная, хотя и разрушительная, угроза исчезает. Держа угрозу в резерве, давление можно поддерживать почти бесконечно.

Поэтому Россия будет продолжать угрожать потокам нефти, газа и сельскохозяйственной продукции по мере приближения зимы, даже если она не сократит их в реальности.

Материал впервые был опубликован в Bloomberg.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку