Глава госсовета Крыма Владимир Константинов предложил признавать «иностранными агентами» россиян, покинувших Россию после объявления «частичной мобилизации».
По его мнению, тех, кто «пересек границу по уважительной причине», немного, и «в большей своей массе» уехавшие граждане являются «предателями и трусами». «Какая должна быть у этих „блудных сыновей“ встреча с Родиной после бегства? Думаю, нам следует разработать ее регламент. Предлагается вносить беглецов в реестр лиц, находящихся под иностранным влиянием», — заявил Константинов.
Речь идет о едином реестре, предусмотренном новым законом, который суммирует уже существующие положения об «иностранных агентах». Он вступит в силу в декабре.
Кроме того, Константинов предложил признавать «иноагентами» тех, кто «публично осуждает россиян, выполняющих свой долг», или «содействует распространению информации, склоняющей граждан» отказываться от мобилизации.
Также в планах Константинова, лишать людей, осужденных по статьям о «дискредитации» российской армии и уклонению от службы, права голосовать и избираться на срок до 10 лет после погашения судимости. У осудивших войну российских знаменитостей, которые «оторвались от народа», предлагается отбирать государственные награды.
Кроме того, крымские депутаты хотят запретить выезд из России всем мужчинам, которые состоят на воинском учете. Покинуть страну такие граждане смогут лишь по разрешению военкомата.
Все эти инициативы оформят в виде поправок в федеральные законы. Когда их внесут в Госдуму, не уточняется.
10 октября уехавших после объявления мобилизации россиян осудил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, такой поступок является «предательством по отношению к стране». При этом он выразил уверенность, что все эти люди вернутся в Россию и «осознают свою ошибку, но будет поздно».
После старта мобилизации, с 21 сентября по 2 октября, только по официальным данным МВД и погранслужб ряда государств страну покинули порядка 420 тысяч человек. Источник Forbes в Кремле утверждал, что речь может идти о миллионе граждан. Другой собеседник издания в администрации президента заявил о 600-700 тысячах. Оба источника признали, что точное количество бегущих от мобилизации назвать не удастся, поскольку большинство пересекают границу с туристическими визами, и неясно, вернутся ли они обратно.