«Партия войны» в российском обществе продолжает медленно сжиматься по мере того, как в массовом сознании копится усталость от боевых действий, а госпропаганда переключается на продвижение идеи о готовности Кремля к переговорам.
В апреле 2025 года «за» продолжение военных действий высказались 30% россиян — минимальная доля с начала вторжения в Украину, показал опрос «Левада-центра». По сравнению уровнями годичной давности провоенно настроенных граждан стало меньше на 9 процентных пунктов, а если сравнивать с мартом 2022 года — на 14 п. п.
За начало переговоров с Киевом высказались 61% опрошенных — это повторение рекорда, который был установлен в январе. Наименьшую долю сторонников мирного процесса (45%) социологи фиксировали в мае 2023 года, когда украинские беспилотники впервые атаковали Москву. С тех пор «партия мира» увеличилась на 16 п. п.
Провоенное «ядро» общества по-прежнему составляют пенсионеры: среди граждан старше 55 лет продолжения войны желают 40% опрошенных, тогда как среди тех, кому от 18 до 39 лет, эта доля составляет лишь 18%.

Хотя усталость от войны растет, большинство полагает, что решение о переговорах следует оставить за Владимиром Путиным, отмечает директор «Левада-центра» Денис Волков. «Российские власти делают все, чтобы поддерживать ощущение нормальности», и конфликт превратился в фон ежедневной жизни для большинства людей, сказал он Bloomberg.
По данным опроса «Левады», в апреле 19% россиян «вообще не следили» за ситуацией вокруг Украины — вдвое больше, чем в начале боевых действий. При этом среди молодежи до 24 лет полностью перестали интересоваться войной 33%, а возрастной группе 25-39 лет — 31%.
Даже освобождение Курской области — первого российского региона, который оказался под иностранной оккупацией со времен Второй мировой, — назвали главным событием апреля лишь 3% россиян — столько же, сколько следили за погодой. А атаки дронов, парализующие работу аэорпортов, заинтересовали и того меньше граждан — 2%.
40% россиян, по данным «Левады», считают, что война принесла России больше вреда, чем пользы. Но хотя потребители «ворчат» из-за роста цен на продукты, эта обеспокоенность пока не вылилась в общее недовольство правительством, отмечает Волков. Растущие зарплаты, субсидии бедным и привычка жить в условиях высокой инфляции привели к тому, что россияне говорят об улучшении ситуации в экономике, а не об ухудшении, добавляет эксперт.