Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Решающий фактор». Почему Россия не смогла взять под контроль украинское небо

Российские боевые самолеты почти не заходят на украинскую территорию. На фото: пилот российского истребителя Су-35 в Украине
Российские боевые самолеты почти не заходят на украинскую территорию. На фото: пилот российского истребителя Су-35 в Украине Пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

Российская армия допустила множество ошибок в ходе вторжения в Украину, но все их затмевает один провал в самом начале войны, говорят западные военные эксперты и чиновники, – неспособность установить превосходство в воздухе.

Не контролируя небо, Россия, например, не может противостоять разрушительным ударам по своим складам и линиям снабжения ракетами HIMARS, а также наступающим украинским войскам, которые за последние полтора месяца освободили Харьковскую область и продолжают теснить российские части в Херсонской.

Массовые обстрелы украинских городов ракетами и дронами-камикадзе в последнюю неделю – еще одно свидетельство провала воздушной стратегии. Они показывают, что Россия вынуждена полагаться на удаленно управляемые летательные аппараты, а не пилотируемые, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на военных аналитиков.

По данным блога Oryx, который ведет подсчет документально подтвержденных потерь военной техники, Россия на 17 октября лишилась 62 самолетов и 53 вертолетов. Не менее девяти самолетов Черноморского флота было уничтожено в августе в результате взрывов на авиабазе «Саки» в Крыму; после этого 10 истребителей было выведено с полуострова, что еще больше ограничило возможности России по использованию ВВС в боевых операциях.

«Неспособность достичь превосходства в воздухе – один из решающих факторов, который не позволил России получить преимущество в войне», – сказал WSJ Якуб Яновский, военный аналитик Oryx.

Военные эксперты, в том числе западные, полагали, что в самом начале войны Россия подавит украинскую противовоздушную оборону. Именно так, например, действовали США во время обеих войн в Персидском заливе в 1991 и 2003 гг., а также в Ливии в 2011 г.: это обеспечивает безопасность дальнейших воздушных миссий, в том числе по поддержке наступающих частей.

Украинские ПВО и ВВС поначалу понесли урон, но быстро перегруппировались и стали сбивать все больше и больше самолетов и вертолетов противника. Уже весной российские самолеты практически перестали заходить на контролируемую украинцами территорию, а бомбардировщики запускали крылатые ракеты, находясь под защитой российской ПВО.

В результате российские наземные силы фактически остались без прикрытия с воздуха.

С тех пор, как украинская армия начала успешное контрнаступление на востоке и юге страны, потери российских ВВС несколько возросли, отмечает Яновский:

Потери показывают, что воздушные силы используют, как пожарную бригаду, когда местные части попадают в беду.

Эксперты объясняют успехи украинской ПВО (и провалы российских ВВС) несколькими причинами.

Когда распался СССР, в Украине осталось много средств ПВО, и до сих пор их число по отношению к территории выше, чем в странах НАТО, отмечает Николай Белесков, главный консультант отдела военной и военно-экономической политики из украинского Национального института стратегических исследований. А сохранить силы ПВО и ВВС украинцы смогли, переместив их из мест базирования и рассредоточив, говорит он; сделать это помогла американская разведка как до войны, так и после ее начала. «Россия бомбила аэродромы и радары зенитно-ракетных комплексов, но безуспешно», – говорит Белесков.

Кроме того, добавляет он, у российских ВВС нет опыта комплексного подавления ПВО противника, которое требует четкой координации в применении средств радиоэлектронной борьбы, ракетных ударов и самолетов.

Нежелание российского командования проводить массированные бомбардировки в начале войны может также объясняться тем, что в Москве рассчитывали свергнуть власть в Киеве за три дня, считает Дуглас Барри, специалист по военно-воздушным операциям из лондонского Международного института стратегических исследований:

Было такое ощущение, что они не хотели слишком много разрушать, потому что хотели, чтобы дальше в стране все нормально работало.

По его словам, российские силы не стали наносить последовательные удары, чтобы нейтрализовать ракетные батареи, радары, центры командования и управления. По данным Oryx, с начала войны уничтожено всего семь пунктов управления и станций связи, 50 зенитно-ракетных комплексов и 27 радаров (при этом сама Россия потеряла 77 и 16 соответственно), 53 самолета, 15 вертолетов.

«Украинцы сейчас в гораздо более сильном положении, чем были бы, если бы русские установили превосходство в воздухе», – резюмирует Барри.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку