Сроки выдачи иностранным самолетам новых сертификатов летной годности оказались под угрозой срыва. Если Росавиация не решит проблему, лайнеры не смогут летать с 2023 года, пишет «Авиаторщина».
Причиной стала нехватка инспекторов. Агентство начало проверку летной годности иностранных самолетов 26 сентября. Под нее попали 599 воздушных судов, срок действия сертификатов которых истекает 31 декабря. До введения западных санкций этим занимались авиавласти Бермудских островов и Ирландии.
По плану Росавиация должна была завершить проверку в конце декабря, чтобы все лайнеры смогли продолжить полеты с января, так как Воздушный кодекс запрещает их эксплуатацию без сертификатов летной годности. Но уже в первый месяц инспекции агентство отклонилось от своего графика на 52%. С 26 сентября по 25 октября прошли контроль только 137 бортов, хотя в плане стояло 286. Так, новые сертификаты должны быть выдать всем самолетам «Победы» (44), но по факту их получили только 12. Похожая ситуация и с другими авиакомпаниями:
- S7 Airlines — 18 из 42,
- Utair — 5 из 24,
- «Аэрофлот» — 36 из 46,
- «Уральские авиалинии» — 14 из 20,
- «Россия» — 17 из 20.
Росавиация не укладывается в график из-за нехватки инспекторов. Раньше они проверяли только российские самолеты, но теперь им приходится заниматься и иностранными, а это большая часть парка отечественных авиакомпаний.
В агентстве насчитывается 57 инспекторов. Например, в управлении поддержания летной годности воздушных судов всего семь таких специалистов — до конца года они должны проверить и выдать сертификаты 181 самолету. В первый месяц они смогли проинспектировать только 48 бортов из 90.
Как отмечает «Авиаторщина», такими темпами к концу года десятки иностранных самолетов в России не получат новые сертификаты, и в январе авиакомпании будут вынуждены вывести их из расписания.
Отечественная авиаотрасль попала под санкции после начала войны в Украине. Евросоюз, США и Великобритания закрыли небо для самолетов из РФ. Западные производители Boeing и Airbus прекратили поставки запчастей, техобслуживание и поддержку российских авиалиний. Из-за этого перевозчики начали разбирать самолеты ради комплектующих.
Также из-за санкций были расторгнуты договоры лизинга. Авиакомпании должны были вернуть иностранные лайнеры поставщикам, но власти это делать отказались. Большая часть бортов осталась внутри страны и совершает перевозки по местным маршрутам из-за угрозы ареста.
Между тем с иностранными самолетами в России все чаще происходят инциденты.
6 сентября Airbus 320 «Уральских авиалиний», совершавший рейс из Екатеринбурга в Сочи, вернулся обратно из-за неисправности шасси.
11 сентября Boeing 737-500 авиакомпании UTair, вылетевший из Сургута в Бишкек, был вынужден вернуться в аэропорт из-за проблем с правым генератором.
13 сентября Airbus 320 «Уральских авиалиний», рейс Владивосток — Петропавловск-Камчатский, вернулся в аэропорт по технической причине.
16 сентября Airbus 320 «Уральских авиалиний», рейс Благовещенск — Екатеринбург, вернулся на аэродром из-за растрескивания левого бокового фиксированного стекла.
2 ноября Airbus 320 «Уральских авиалиний», летевший из Душанбе, совершил аварийную посадку в аэропорту Иркутска. У судна лопнули четыре колеса.
3 ноября Boeing 737-800 авиакомпании Nordwind («Северный ветер»), выполняющий рейс из Сочи в Уфу, вернулся в аэропорт из-за трещины на лобовом стекле.
4 ноября пассажирский самолет Boeing 737, летевший из Грозного в Москву, подал сигнал бедствия через полчаса после того как поднялся в воздух. Экипаж запросил возвращение в аэропорт вылета. Причина инцидента не называлась.
Ранее генеральный директор Airbus Гийом Фори усомнился в безопасности полетов в России. По его словам, санкции не позволяют поддерживать обслуживание бортов на должном уровне. В середине сентября Россия получила красный флаг за безопасность от Международной организации гражданской авиации (ICAO).