Если не читать ни одной книжки и гордиться этим, а вместо чтения годами учится ломать головой кирпичи, то рано или поздно неминуемо станет очевидно, что ты глуп. Хотя и хорошо ломаешь головой кирпичи.
Во-первых, кто-нибудь скажите, пожалуйста, Пригожину, что вот эта вот идея поднимать на флаг то, чем клеймят твоих сторонников твои противники — это, к сожалению для ЧВК «Вагнера», не изобретение ЧВК «Вагнера». Это старый-добрый реклейминг. Его изобрели те самые «толерантные геи с коллективного запада», ради борьбы с которыми, вроде как, всю эту кровавую кашу и заваривали. Когда-то «толерантных геев с коллективного запада» оскорбляли словом queer, а они взяли и сказали: «Да, мы квиры и гордимся этим! Вот хоть полопайтесь от злости, господа гомофобы, но вы ничего не сможете сделать с тем, что мы квиры и мы гордимся». И господа гомофобы действительно не смогли. И стало слово queer обозначать любых представителей ЛГБТ+ уже безо всякого негативного подтекста.
Поэтому когда ЧВК «Вагнера» явно из тех же соображений создает сайт «ГУЛАГу.да», она тем самым отдает очевидную дань уважения изобретателям реклейминга. Что, наверняка, вызвало бы яркий эмоциональный отклик у вагнеровцев, если б они, конечно, знали как называется то, что они делают.
Более того, я боюсь, что казнь с помощью кувалды — это тоже реклейминг. Просто если западных геев их противники клеймили тем, что они queer — странные, то вагнеровцев их противники после Сирии клеймили тем, что они кровавые людоеды и убивают людей с помощью кувалды. То, что мы вчера увидели, — это такое заявление: «Да, мы кровавые людоеды, убиваем людей с помощью кувалды и гордимся этим!» Ну, какая социальная группа, такой и реклейминг.
И вот тут еще интересный мне аспект — пусть он будет «во-вторых». Про гуманитарные науки. Любо-дорого посмотреть, как ЧВК «Вагнера» демонстрирует неправильность подхода к ним у современных российских чиновников. Те, по всей видимости, считают, что науки истории, например, не существует: типа «что ты в учебнике истории напишешь, то и будет правдой». Напишешь, что российское государство основал Владимир Путин в 988 году н. э., значит, так оно и было.
При этом про то, что это не работает с точными науками, им почему-то понятно. По крайней мере, никто не пытается писать статьи о том, как ракеты из картона полетят на Марс, если нарисовать на них букву «Z» — догадываются, что есть естественные законы, которые этому помешают. Но то, что естественные законы действуют также в сфере гуманитарных наук — это то, что российским чиновникам, кажется, рассказать забыли.
Меж тем смотрите, как наглядно у ЧВК «Вагнера» и компании получается показывать ускоренный курс истории государства и права тем, кто в свое время его пропустил. Я сейчас не буду даже говорить про создание частных и региональных армий (и про мою любимую инициативу по раздаче военным земель в Крыму) как про заявку на самую масштабную и жестокую реконструкторскую игру на тему феодальной раздробленности.
Я скажу только вот про то же видео с казнью кувалдой. Зачем распространять его? Зачем, что это месседж: со всеми, кто совершил такой же поступок, как человек на видео, будет так же.
Все это мы уже много раз видели. Точнее не мы, а наши далекие предки: в условиях, когда в современной России перестало действовать право (законы принимаются бешеным принтером, имеют обратную силу, противоречат друг другу и даже такие не действуют, потому что «свои» выше закона, но кто «свои» больше не понятно), господин Пригожин с друзьями действует ровно как действовал бы любой нормальный средневековый феодал — устанавливает на своей территории свой суд. Видимо, в силу особенностей личностей участников, этот суд полностью соответствует развитию социальной мысли примерно XIV века: за измену (под которой понимается в первую очередь измена сюзерену) следует публичная квалифицированная смертная казнь, которой предшествуют пытки.
Такое ощущение, что у них последнее сохранение было в 1397-м и теперь они пытаются перезапустить систему в той самой версии.
Что будет дальше, мы уже знаем: за феодальной раздробленностью бывает собирание земель и установление абсолютизма, затем социальные изменения и демократия. Хотелось бы надеяться, что мы пройдем этот процесс так же стремительно, как прошли обратный.