Клиенты российских производителей систем кибербезопасности столкнулись с ростом цен и задержками заказов. По данным опроса компании «Ростелеком-Солар», результаты которого приводит «Коммерсантъ», коммерческие клиенты заметили подорожание на 16%, госструктуры — на 12%.
Еще одной серьезной проблемой для заказчиков оказалось долгое ожидание поставок. В первом квартале 2022 года более половины клиентов (54% опрошенных) получили системы защиты вовремя, в четвертом — только 41%. Количество госзаказчиков, жалующихся на многомесячные задержки, выросло в семь раз — с 3% до 21%.
Производители называют причиной задержек запросы самих клиентов: каждое решение приходится доделывать в соответствии с индивидуальными пожеланиями. «Компании хотят чуть больше, чем есть в готовых российских решениях, — дополнить ПО функционалом, который был в аналогичных импортных продуктах», — считает руководитель проекта iTMan от Softline Василий Гурьев.
Наибольшей популярностью у заказчиков пользуются российские VPN-шлюзы — их планируют заменить или внедрить 29% респондентов, — а также межсетевые экраны следующего поколения (NGFW). Эти решения планируют внедрить 15% участников опроса. Российские NGFW должны заменить разработки производителей, которые остановили работу в России на фоне войны в Украине: Cisco, Palo Alto и Fortinet. После ухода иностранных вендоров на рынке «не осталось высокопроизводительного решения, способного заменить их на должном уровне», признали в «РТК-Солар».
Оставшись без сильных конкурентов, российские компании занялись NGFW и другими продуктами, которые начали исчезать с рынка. «Попытки сделать такие решения хоть и предпринимались, но заканчивались тем, что они не могли пройти сертификацию», — признал консультант по интернет-безопасности компании Positive Technologies Алексей Лукацкий. «Они предоставляли не только стандартные решения, но и в том числе контроль веб-приложений: запрет на отправку сообщений в соцсетях или прослушивание музыки», — рассказал про иностранные продукты заместитель гендиректора Zecurion Александр Ковалев. Дополнительные функции требовали вложений, у западных вендоров были на это средства, отмечает он.