Федеральная резервная система США снизила темпы ужесточения денежно-кредитной политики, но готова в итоге повысить ставку сильнее, чем ожидали участники рынков.
На заседании в среду Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) решил повысить процентную ставку на 0,5 процентного пункта до 4,25-4,5%. В предыдущие четыре раза он поднимал ее на 0,75 п. п.
Решение было ожидаемым, так как накануне было объявлено о заметном замедлении роста индекса потребительских цен (ИПЦ). Инфляция в ноябре составила 7,1% в годовом исчислении, а базовая инфляция (без учета цен на продукты питания и энергоресурсы) – 6%. Темпы роста цен замедляются с июня (тогда ИПЦ прибавил 9,1% – максимум с 1982 г.), а в последние два месяца результаты оказались еще и лучше прогнозов.
Экономисты, опрошенные Bloomberg перед заседанием, ждали, что максимальная ставка достигнет в следующем году 4,9% (медианная оценка). Это означает, что FOMC повысил бы ее на 0,25 п. п. на заседаниях в феврале и марте до 4,75-5%, а затем взял паузу, свидетельствовал рынок процентных фьючерсов.
Но позиция членов FOMC оказалась жестче. На нынешнем заседании они обнародовали свои прогнозы, которые свидетельствуют, что ставка, по их медианной оценке, составит в конце 2023 г. 5,1%. Это предполагает повышение еще на 0,75 п. п., а не на 0,5 п. п., как ожидал рынок.
Дальнейшие повышения необходимы для сохранения достаточно ограничительной денежной политики, чтобы со временем вернуть инфляцию к 2%, говорится в заявлении комитета. Председатель ФРС Джером Пауэлл затем добавил на пресс-конференции: замедление инфляции можно приветствовать, но «необходимо гораздо больше доказательств для создания уверенности, что инфляция устойчиво снижается».
Для фондового рынка есть и другие негативные факторы, указывает Джеймс Этли, директор по инвестициям Abrdn. Те, кто радуются замедлению инфляции, не учитывают, что последствия агрессивного ужесточения денежной политики в этом году начнут сказываться на корпоративных прибылях только в следующем:
Мы увидим значительною переоценку в сторону снижения прибылей и, следовательно, – рынка в целом.
Фондовый рынок с октября начал закладывать замедление инфляции в котировки, теперь пора подумать о том, во что выльется успех в борьбе с ней, добавляет Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Экономическая активность в результате действий ФРС замедлится, компании, которые в ситуации инфляционного давления стимулировали клиентов к покупкам с помощью скидок, станут вести себя консервативнее, а накопленные в пандемию сбережения заканчиваются. «В результате рост корпоративных прибылей неизбежно замедлится, а безработица, вероятно, будет расти со II квартала 2023 г.», – считает он. Индекс Nasdaq, с октября корректировавшийся вверх, все еще находится в широком нисходящем тренде, который с высокой вероятностью сохранится; чтобы его переломить, акциям нужно будет в ближайшее время продолжить сильный рост, говорит Триси.
Перед заявлением FOMC фондовый рынок подрастал, доходности казначейских облигаций немного снижались. Спустя полчаса индекс S&P 500 снижался на 0,5%, Nasdaq Composite – на 0,7%.