Российские власти планировали увеличить объемы вывоза угля на восток еще в прошлом году, а после введения эмбарго Евросоюза это стало важной задачей для угольных компаний. Однако из-за загруженности железных дорог идея провалилась: поставки угля из Кузбасса в восточном направлении оказались ниже плана на 15%.
За 11 месяцев по железной дороге в восточном направлении было вывезено 42,8 млн тонн угля, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя правительства Кемеровской области. Помимо того, что результат оказался ниже плана, объем вывоза угля еще и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%.
Кузбасс — крупнейший угледобывающий регион в России. Им руководит губернатор Сергей Цивилев, которого «Проект» называл зятем президента Владимира Путина. Глава государства в марте 2021 года поручил увеличить вывоз угля из Кузбасса на восток до 2024 года на 30% относительно 2020 года (тогда было отгружено 55,8 млн тонн)
В августе Евросоюз запретил импортировать уголь из России, из-за чего российским угольным компаниям пришлось пытаться стремительно перенаправить часть своей добычи на восток. Однако проводные способности Восточного полигона (БАМ и Транссиб), которые и до санкций испытывали проблемы, оказались неспособны справиться с новым потоком угля. В азиатские страны и так увеличился поток других товаров, перевозимых по железной дороге.
В марте этого года, когда после начала войны российский бизнес начал переориентироваться на восток, власти отменили правило, согласно которому уголь был приоритетным товаром для транспортировки по сети РЖД перед другими.
В результате 12 000 вагонов, загруженных 800 000 тоннами добытого в Кузбассе угля, простаивало, жаловался Цивилев в письме премьер-министру Михаилу Мишустину. Сейчас проблема с простоем груженых поездов сохраняется, сказал газете представитель правительства Кузбасса. При этом РЖД проблему отрицает.
Проблемы с отгрузкой угля возникают и в других регионах. В 2022 году Хакасия ввезет в восточном направлении меньше 5 млн т. угля, то есть в 1,7 раз меньше запланированного, прогнозировал 12 декабря сенатор от региона Александр Жуков.
В ноябре отгрузки угля из Кузбасса на восток могли сократить фактически до нуля из-за отмены его приоритета перед другими товарами, говорит эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. РЖД сейчас может сам выбирать, какие грузы отправлять в приоритетном порядке. Компании намного выгоднее поставлять лесные грузы, черные металлы, нефть и нефтепродукты.