Российские миллиардеры подали в суд на ЕС после того, как Брюссель дал им шесть недель на то, чтобы они задекларировали все свои активы — от роскошных вилл до банковских счетов.
Оспорить директиву ЕС в совместном иске решили соучредители холдинга LetterOne Михаил Фридман, Петр Авен и Герман Хан. Отдельный иск подал близкий к Владимиру Путину олигарх Геннадий Тимченко и его жена, пишет Bloomberg со ссылкой на данные Европейского суда. Ранее все они попали под персональные санкции за развязанную Россией войну против Украины.
По словам адвокатов Тимченко, ЕС специально установил такой короткий срок для декларирования активов, чтобы объявить о нарушении санкционного режима и конфисковать собственность олигархов. «Последствия несоблюдения обязательства по отчетности, таким образом, непропорциональны», — отметили адвокаты. Также они утверждают, что требование сообщать обо всех своих активах не делает санкции более эффективными.
Согласно аргументам, указанным в иске Фридмана, Авена и Хана, у ЕС нет правовых оснований для введения такого требования. Адвокат миллиардеров Тьерри Марамбер отказался комментировать дело.
В ноябре Совет ЕС единогласно поддержал включение нарушения санкций в список преступлений против Евросоюза. Эта мера призвана гарантировать «фактическую конфискацию» активов физических и юридических лиц, которые нарушат ограничения против России. Еврокомиссия предлагала задействовать такой механизм еще в мае.
Седьмой пакет санкций ЕС в отношении России обязывает российских олигархов, чиновников, силовиков и компании, попавшие под санкции, самостоятельно раскрывать властям свою собственность на территории европейских стран. Уклонение от этого считается преступлением и дает право ЕС конфисковывать активы.
Миллиардера Михаила Фридмана задержали по подозрению в отмывании денег в начале декабря в Лондоне, но затем отпустили под залог, писал ТАСС. По данным Sky News, вместе с ним задержали еще двух человек. Один из них работал в лондонском особняке миллиардера. Полицейские остановили его, когда он входил в здание с сумкой, в которой оказались тысячи фунтов наличными.
Ранее Фридман жаловался, что из-за санкций у него нет денег, чтобы он мог «поехать на такси и купить еды». «Я даже не могу пригласить в ресторан. Я должен есть дома и практически нахожусь под домашним арестом», — говорил он в конце марта.