Многие люди в российской власти, в том числе руководители президентской администрации, утверждают, что не подозревали о готовности Владимира Путина начать полномасштабную войну с Украиной. Неизвестно, так ли это в действительности или они пытаются дистанцироваться от президента после неудачной 10-месячной военной кампании, которая грозит разрастись и принести новые многочисленные потери.
Путин в конце прошлой недели потребовал от армейского руководства представить планы «по поводу наших ближайших и среднесрочных действий», а украинская сторона предупреждает, что Россия готовит наступление 200-тысячной группировки на Киев.
Люди, знающие Путина, говорят, что он готов пожертвовать любым количеством жизней и денег, чтобы добиться своего, пишет The New York Times в большой статье о развязанной Россией войне. Одна из стран — членов НАТО предупреждает союзников, что Путин готов потерять 300 000 солдат убитыми и ранеными. Это примерно втрое больше, чем до сих пор (при том что оценку уже понесенных Россией потерь в 100 000 Пентагон давал еще несколько месяцев назад).
«Конечно, все-все-все — не только Греф, но уже и Песков, и Вайно, и Громов вовсю говорят, что ничего не знали про войну. Еще несколько месяцев — и [секретарь Совета безопасности] Патрушев с [министром обороны] Шойгу будут сливать информацию NYT о том, что ничего не знали и сами ужасно удивились», — прокомментировал у себя в фейсбуке профессор Чикагского университета Константин Сонин.
На прошлой неделе Financial Times сообщала, что председатель правления Сбербанка Герман Греф и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина за месяц до вторжения приехали к Путину в резиденцию Ново-Огарево, чтобы предупредить об экономических последствиях эскалации ситуации вокруг Украины. Они предполагали, что Путин намерен признать независимость ДНР и ЛНР, но даже это, по их мнению, должно было вызвать жесткую реакцию Запада и санкции, писала FT со ссылкой на рассказы людей, знакомых с ситуацией и встречей в Ново-Огарево.
Но даже среди политических сторонников Путина все больше людей начинает рассказывать, что ничего не знали о готовящейся войне. Об этом NYT заявил, в частности, член «Единой России», первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. Киев еще в 2006 г. объявил его персоной нон-грата в связи с «разжиганием межнациональной розни» и действиями, ставящими под угрозу территориальную целостность Украины, а в марте 2021 г. ввел персональные санкции.
«Хотя он считается [в России] ведущим экспертом по Украине, Затулин говорит, что с ним никогда не консультировались об этой возможности», т. е. о вторжении, пишет NYT. Ощущение, что Путин всерьез готовится к войне, у Затулина, по его словам, появилось в середине февраля этого года. Но 15 февраля он должен был выступать в Госдуме с докладом прямо противоположного содержания – что вторжения не будет, если только Украина сама не нападет на непризнанные республики. Но за пять минут до начала заседания руководство «Единой России» отменило его выступление, говорит Затулин:
Я не был готов к такому повороту событий. Все, связанное с этим решением [о вторжении], оказалось сюрпризом не только для меня, но и для огромного количества людей во власти.
Об этом же говорит близкий к Кремлю политолог, бывший депутат Госдумы и член Общественной палаты Сергей Марков. По его словам, в конце прошлого года, когда Россия наращивала военную группировку на украинской границе, заместитель министра спросил его, знает ли он, что происходит. «Это значит, никто ничего не сказал заместителю министра», — сказал Марков NYT. И добавил, что «даже некоторым членам» Совета безопасности «ничего не говорили до последнего момента».
Заявления путинских сторонников звучат на фоне активизации усилий международного сообщества по расследованию военных преступлений России и созданию специального трибунала по преступлению агрессии.