ЛОНДОН, 22 дек (Рейтер) - В глубинах банковских хранилищ Лондона, Цюриха и Нью-Йорка последние месяцы незаметно для внешнего мира золото стоимостью в миллиарды долларов в последние месяцы переходило из рук в руки, и причиной этому стала так называемая «специальная военная операция» РФ в Украине.
Данные 11 западных инвестиционных фондов показывают, что с июля по ноябрь с их счетов были убраны российские слитки на общую сумму $2,2 миллиарда по текущим ценам.
Фонды золота сокращают запасы в последние месяцы, поскольку рост процентных ставок отвадил инвесторов от драгметалла. Однако собранные Рейтер данные показывают, что российское золото изымается значительно быстрее, чем слитки из других стран.
Хотя это небольшая часть от общего объема российского золота, находящегося в распоряжении управляющих капиталом, это отражает начавшиеся изменения, причем некоторые фонды отмечают, что больше не хотят держать какие-либо активы, связанные с Россией.
Два источника в биржевых фондах (ETF), в управлении которых находятся сотни тонн золота, сказали, что хотели бы отказаться от драгметалла российского происхождения. Один из них сказал, что попросил банк, которому платит за хранение золота, выделить ему как можно меньше российских слитков.
Торгуемые на бирже фонды золота - одни из крупнейших держателей драгметалла, и многие из них открыто публикуют список слитков, которыми владеют. Это означает, что инвесторы могут видеть, есть ли у них российское золото, поскольку на каждом слитке стоит клеймо с указанием происхождения.
«Некоторые клиенты проверяют список слитков, видят много России и говорят: »Ого, что происходит?«, - сказал один из источников.
»Объяснить им это сложно. Мы хотим, чтобы для входа (в фонд) было как можно меньше барьеров, и всё что может заставить их сомневаться в том, что это правильный продукт, мы стараемся устранить«, - добавил источник.
»В РАБОЧЕМ ПОРЯДКЕ«
В первые месяцы после начала »специальной военной операции« банки сопротивлялись просьбам фондов вывезти российское золото, опасаясь распродажи, которая могла бы ввергнуть рынок в хаос.
»Мы не хотели резкой распродажи всех российских слитков«, - сказал член руководства одного из банков, хранящих золото для ETF, который разговаривал с Рейтер на условиях анонимности.
»Это происходит поэтапно, контролируемо, в рабочем порядке«, - сказал он об изъятии российского золота.
Фонды не обязаны продавать свои активы, поскольку золото, произведенное в России до 7 марта, не попадает под западные санкции против Москвы, если только не принадлежит российскому физическому лицу или компании, включенной в санкционный список.
Однако санкции запрещают держать новопроизведенное золото из России. РФ является одним из крупнейших мировых поставщиков, добывая в год около 330 тонн стоимостью $19 миллиардов по текущим ценам.
Двое сотрудников банков, в которых хранится золото, сказали, что некоторые фонды, публично раскрывающие происхождение своих активов, обеспокоены тем, что инвесторы могут не захотеть, чтобы они держали российский металл.
Российское золото, убранное с баланса таких фондов, часто переоформлялось на других владельцев в том же месте, сказали банкиры.
Однако часть металла была отправлена в Азию, где в последние месяцы наблюдается высокий спрос, согласно информации банкиров, аналитиков и таможенным данным.
Объемы золота, хранящегося в Лондоне, которые отслеживает Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA), за первые 11 месяцев этого года сократились на 468 тонн, или 5%. Данные британской и швейцарской таможни свидетельствуют о крупных поставках в Китай, Индию и другие страны Азии и Ближнего Востока.
ЗОЛОТЫЕ ПОТОКИ
Рейтер проанализировал активы одиннадцати крупнейших биржевых фондов (ETF).
В конце ноября в Лондоне, Цюрихе и Нью-Йорке хранилось почти 2.300 тонн золота на сумму $130 миллиардов, что составляет около двух третей всего золота, принадлежащего биржевым фондам в мире, показали данные Всемирного совета по золоту.
Большей частью золотом, находящимся в распоряжении биржевых фондов, управляют JP Morgan, HSBC и ICBC Standard.
Среди проанализированных Рейтер хранителей наименее крупный - ICBC Standard, располагающий 100 тоннами золота; но он также и быстрее всех избавляется от российского золота, сократив его количество на 47% в своих фондах и увеличив нероссийские золотые активы на 16% с середины июля.
HSBC, который хранит около 1.100 тонн золота для отслеживаемых Рейтер фондов, с июля сократил российское золото на балансе на 20%, а нероссийское - на 10%.
JP Morgan, который хранит около 1.050 тонн золота для фондов, сократил объем российского золота на 13%, а нероссийского - на 9%.
Все три банки отказались от комментариев.
Восемь фондов сократили долю российского золота в своих запасах с июля, а два, управляемые Amundi и WisdomTree , полностью избавились от российского драгметалла.
Amundi и WisdomTree не ответили на просьбы о комментарии.
С июля общий объем российского драгметалла в 11 фондах упал на 19%, а нероссийского золота - на 9%.
Однако два крупнейших фонда - управляемый BlackRock iShares Gold Trust и SPDR Gold Shares, за который отвечает Всемирный совет по золоту, фактически увеличили свою долю золота из РФ.
Всемирный совет по золоту сообщил, что его фонды руководствуются правилами, установленными Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов, согласно которым российское золото, произведенное до начала так называемой специальной военной операции допускается к торговле. BlackRock отказалась от комментариев.
В конце ноября 7% слитков в 11 фондах были российскими, по сравнению с 7,8% в середине июля.
Отказ некоторых биржевых фондов усугубляет раскол рынка, на котором традиционно все слитки имели одинаковую стоимость.
Некоторые фонды уже хранят только новые золотые слитки, которые, по их словам, являются более надежными, чем старые.
Но не многие из крупных фондов рассчитывают на то, что в ближайшее время смогут с уверенностью утверждать, что у них нет российского золота, поскольку ETF обычно черпают металл с более широкого рынка и должны принимать соответствующее золото, даже если оно российское, хотя позже они могут попытаться избавиться от него.
»В теории мы можем получить 100% российских слитков, и мы будем обязаны их принять, - сказал руководитель одного из биржевых фондов. - Это долгий путь. Я не ожидаю, что в ближайшем будущем (в распоряжении фондов) будет ноль российского золота ".
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Питер Хобсон)