МОСКВА, 22 дек (Рейтер) - Россия может резко сократить экспорт нефти из балтийских портов в декабре на фоне вступления в силу нефтяного эмбарго ЕС и ценового потолка, так как Москве пока не удалось полностью перенаправить Urals на новые рынки и найти замену европейским судовладельцам.
Экспорт и транзит флагманского сорта нефти Urals через порты Приморск и Усть-Луга в декабре могут упасть примерно на 20% по сравнению с фактическим объёмом ноября, по данным источников в торговых кругах и расчетам Рейтер.
Совокупный объем перевалки Urals на Балтике в декабре, по оценкам трейдеров, составит около 5,0 миллионов тонн против 5,5-5,7 миллиона тонн в предварительном плане и 6,0 миллионов тонн в ноябре.
«Сейчас вопрос отгрузки Urals - это откуда нам будет некуда везти», - мрачно пошутил трейдер на рынке сорта.
Данные о первичных продажах нефти Urals из программы декабря доступны по ссылке -
ЦЕНОВОЙ ПОТОЛОК РАБОТАЕТ, НО НЕ ТАК
Когда страны Запада задумывали введение ценового потолка на российскую нефть, они рассчитывали ограничить доходы Москвы от экспорта углеводородов, при этом сокращение предложения нефти на мировом рынке не входило в их план.
Реальность может оказаться другой: после 5 декабря Россия продолжила экспорт нефти в третьи страны без оглядки на ценовой потолок, минимизировав использование услуг западных судовладельцев и страховых компаний.
При этом сокращение числа покупателей, готовых работать с Москвой, ограниченное предложение альтернативного тоннажа и рекордные ставки фрахта сдерживают нефтеэкспорт, а участники рынка все чаще говорят о необходимости значительного сокращения добычи в РФ для поддержания мировых цен и повышения эффективности отрасли. По расчетам Рейтер и словам трейдеров, экспортная выручка нефтекомпаний РФ при поставках сырья в Индию для декабрьских грузов на Балтике, приведенная к узлам учета, приблизилась к себестоимости добычи или даже опустилась ниже.
СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ
Сокращение отгрузок на Балтике относительно плана обусловлено совокупностью факторов, основными из которых, по мнению трейдеров, стали дефицит тоннажа, слабая экономика и умеренный спрос на сорт в Азии, особенно в Китае.
В результате Транснефти так и не удалось заполнить часть свободных танкерных позиций из-за отсутствия интереса со стороны нефтяников, а некоторые позиции из программы декабря были перенесены на более поздние даты или отменены на фоне слабой экономики или дефицита тоннажа.
«На какие-то даты из программы декабря (на Балтике) физически не было предложений тоннажа», - сказал трейдер.
Он уточнил, что несколько позиций были отменены из-за низкой эффективности экспорта и слабого спроса.
Оценки величины падения отгрузок на Балтике в декабре сильно различаются, но все собеседники Рейтер единодушны в том, что программа декабря не будет исполнена в полном объеме.
«Мы пока видим 45 грузов (Urals по 100.000 тонн каждый) на Балтике в декабре», - сообщил источник Рейтер крупной западной нефтяной компании.
По мнению другого трейдера, число позиций может составить порядка 50.
«В третьей декаде много танкеров (на Балтике), которые 'плохо видно'. Спад отгрузок в декабре может быть и есть, но он не такой катастрофический, как предполагалось», - отметил он.
Низкая прозрачность рынка тоннажа затрудняет более точную оценку экспорта в декабре.
«В программе отгрузок для Балтики (на декабрь) осталось 52 позиции, но для шести из них пока нет танкеров, и потенциально они могут быть отменены или перенесены», - сообщил еще один нефтетрейдер.
НЕ ДЛЯ ЗИМЫ
Участники рынка отмечают, что к концу 2022 года российским нефтяникам в значительной мере удалось отказаться от услуг западных судовладельцев.
Львиная доля поставок нефти из портов на западе РФ в Азию осуществляется судами Совкомфлота и флотилией танкеров «дружественных» компаний, которые сменили собственников после февраля 2022 года, при этом качество тоннажа вызывает опасения.
«Танкеров купили много, но вот танкеров ледового класса может не хватить. Хорошо, что пока ледовая обстановка на Балтике спокойная, но если ударят морозы, то это грозит проблемами», - сказал трейдер.
В начале декабря стало известно, что Министерство транспорта РФ может разрешить плавание судов без ледового усиления при толщине сплошного ледяного покрова 15-30 сантиметров во всех российских портах Балтийского моря.
Другая проблема нового нефтефлота, обслуживающего российский экспорт, - средний возраст танкеров, который составляет около 20 лет и более, отмечают источники Рейтер.
«Те танкеры, которые давно пора было переплавить на иголки, теперь перевозят Urals», - сообщил собеседник Рейтер в торговой компании.