Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как 2022 год шокировал, потряс и раскачал мировые рынки

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

22 дек (Рейтер) - Триллионы долларов, испарившиеся с рынка мировых акций, истерика инвесторов на рынке облигаций, колебания курсов валют и цен на сырьевые товары, а также крах нескольких криптоимперий - 2022 год был, пожалуй, самым неспокойным годом, который когда-либо видели инвесторы, и этому есть веские причины.

Итоговые цифры очень полезны, но они отнюдь не показывают всю историю.

Да, мировые фондовые индексы потеряли $14 триллионов и находятся на пути ко второму худшему году в истории, но за это время мы видели 300 повышений процентных ставок и три ралли больше чем на 10% каждое, так что волатильность можно назвать просто дикой.

Основными движущими силами были «спецоперация» России в Украине и бешеная инфляция; одновременно мировые экономики выходили из пандемии, причем Китай так и остался в её оковах.

Облигации США и Германии, эталоны мирового рынка госдолга и традиционные убежища на трудные времена, потеряли в долларовом выражении 16% и 24% соответственно.

Джеффри Гундлах из DoubleLine Capital, известный на рынках как «король облигаций», говорит, что ситуация была настолько ужасной, что его команда практически не могла торговать несколько дней подряд.

«Произошла забастовка покупателей, - говорит он. - И это понятно, потому что до недавнего времени цены только падали».

Драма началась, как только стало ясно, что коронавирус больше не сможет остановить глобальную экономику, а самый влиятельный в мире центральный банк, Федеральная резервная система США, всерьез намерен поднять процентные ставки.

Доходность десятилетних казначейских облигаций подскочила до 1,8% с менее чем 1,5%, только за январь украв 5% у глобального индекса акций MSCI.

Сейчас доходность составляет 3,68%, акции потеряли 20%, а цены на нефть подскочили на 80%, но затем сдали позиции. ФРС повысила ставки на 400 базисных пунктов, а Европейский центральный банк - на рекордные 250, несмотря на то, что в прошлом году в это время регулятор заверял, что не дрогнет и не станет ужесточать ДКП.

Доллар укрепился почти на 9% по отношению к основным мировым валютам и на 12,5% по отношению к иене даже после того, как на этой неделе центробанк Японии в последнюю минуту преподнес сюрприз иене.

Что касается развивающихся рынков, инфляция и неполадки в денежно-кредитной политике Турции привели к падению курса лиры ещё на 28%, однако турецкий фондовый рынок демонстрирует лучшие показатели в мире.

Находящийся в тяжелом положении Египет девальвировал валюту более чем на 36%. Ганский седи обвалился на 60%, поскольку страна последовала за примером Шри-Ланки, объявившей дефолт.

Несмотря на то, что российский рубль значительно снизился по сравнению с июньскими максимумами, он остается второй по успешности валютой в мире благодаря мерам контроля властей за движением капитала. Изначально он обвалился после начала «спецоперации» Москвы.

Инвесторы не забыли и про крах фунта стерлингов и британских облигаций, после того как недолго просуществовавшее правительство Лиз Трасс увлеклось необоснованными расходами.

Доходность десятилетних guilts взлетела более чем на 100 базисных пунктов, а фунт потерял 9% за несколько дней, что крайне редко случается на крупных рынках.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Резкий рост ставок также лишил технологических гигантов $3,6 триллиона. Бумаги Facebook и Tesla обвалились более чем на 60%, а акции Google и Amazon упали на 40% и 50% соответственно.

Китайские фондовые площадки устроили позднее ралли благодаря сворачиванию государственной политики «нулевой терпимости» к коронавирусу - но сводный китайский индекс, рассчитываемый MSCI, всё ещё ниже на 25%, чем в конце 2021 года, а государственные долговые обязательства развивающихся рынков в «твердой валюте» впервые в истории понесут убытки второй год подряд.

Количество первичных размещений акций и объем продаж облигаций также упали почти везде, кроме Ближнего Востока, в то время как сырьевые товары второй год кряду демонстрируют наилучшие результаты среди всех классов активов.

Более чем 50-процентный рост цен на природный газ - естественно, лучший показатель в этой группе, хотя во многом это результат российской «спецоперации», которая в какой-то момент взвинтила цены на 140%.

Усиливающиеся опасения о рецессии наряду с планом стран Запада прекратить закупки российской нефти привели к тому, что Brent растеряла те 80%, на которые она выросла в первом квартале, равно как и пшеница с кукурузой.

Крипторынок оказался ещё более хаотичным, лишенный в конце года питавшего его коктейля из дешевых денег и повышенных ожиданий.

Ведущая криптовалюта потеряла 60% стоимости, а общий криптовалютный рынок сократился на $1,4 триллиона в результате краха империи FTX Сэма Бэнкмана-Фрида, Celsius и некогда считавшихся стабильными «стейблкоинов» terraUSD и Luna.

«То, что произошло на мировых рынках в этом году, очень болезненно, - отметил главный экономист EFG Bank и бывший замглавы центрального банка Ирландии Стефан Герлах. - Но если бы центральные банки не недооценили столь резкий рост инфляции и не были вынуждены поднять процентные ставки, всё не было бы так катастрофично».

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Марк Джонс, графика Винсента Флассера и Пасита Конкунакорнку , перевел Томаш Каник)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку