Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

У Новороссийска начали глушить GPS, чтобы спрятать подлодки Черноморского флота

Подлодка «Великий Новгород» в Севастополе
Подлодка «Великий Новгород» в Севастополе Сергей Мальгавко / ТАСС

Атака украинских морских беспилотников на Севастополь 29 октября не только привела к бегству из Крыма подлодок Черноморского флота, но и сформировала в районе новой базы в Новороссийске радиолокационный «бермудский треугольник».

Из-за глушения глобальной системы позиционирования (GPS) на сайте отслеживания кораблей MarineTraffic в начале прошлой недели можно было увидеть уникальную картину: 10 судов прорвались через сушу и встали на якорь в аэропорту краснодарского города-курорта Геленджик. В этой флотилии было семь нефтяных танкеров и три судна для перевозки грузов.  

MarineTraffic формирует карту кораблей с помощью системы автоматической идентификации (AIS), которая использует GPS. AIS оснащены все современные корабли, она необходима для систем навигации и позволяет отслеживать корабли. Чтобы устройство на корабле могло подключиться к сети GPS, оно должно иметь связь с 4–8 спутниками США.

Когда корабли подходят к Новороссийску, система GPS может «сойти с ума». Подобный эпизод произошел в 2017 году со 184-метровым химовозом Atria. Его капитан так описывал вход в порт Новороссийска: «GPS терял сигнал, у нас были многочисленные сигналы тревоги». Капитан столкнулся с тем, что вместо реального положения Atria системы корабля определяли его на расстоянии 25–30 миль — в аэропорту Геленджика. Обычно сбои в работе GPS ограничиваются сотнями метров. «За всю мою карьеру я впервые столкнулся с таким большим несоответствием», — говорил капитан Atria. Экипаж перезапустил основной и резервный GPS, но обнаружил, что обе системы выдают неверные данные о местоположении. В тот день в аэропорту оказалось до 25 кораблей. 

Лукаш Боненберг из the University of Nottingham’s Geospatial Institute говорит, что обмануть GPS можно с помощью подделки сигнала, заставив ее думать, что корабль находится в другом месте.

Одновременно с Черным морем российские власти резко активизировали глушение GPS-навигации в приграничных регионах и вокруг крупных городов. После серии атак украинских беспилотников по аэродромам стратегической авиации под Саратовом и Рязанью высокий уровень вмешательства в работу GPS, блокирующий более 10% связи со спутниками, был зафиксирован в Волгоградской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Брянской и Орловской областях, а также вокруг Москвы вплоть до Твери.

В зоне GPS-глушения также находится почти вся Калининградская область, часть Ленинградской области, а также отдельные районы Мурманской области близ границы с Финляндией и Норвегией.

Зона глушения спутниковой навигации, которая может быть следствием работы систем радиоэлектронной борьбы, резко увеличилась за последнюю неделю, указывает эксперт по военной разведке эстонской SensusQ Эрик Каннеке.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку