*
Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
МОСКВА, 27 дек (Рейтер) - Минфин РФ видит риски превышения размера дефицита федерального бюджета РФ запланированных 2% ВВП в 2023 году, поскольку введенный потолок цен на нефть сокращает экспортные доходы России, однако все расходы будут исполнены, а помогут в этом заимствования и Фонд национального благосостояния, сказал министр финансов Антон Силуанов.
«Возможен ли больший дефицит бюджета? Возможен, если доходы будут ниже запланированного. Какие риски в следующем году? Ценовые и ограничительные», - сказал Силуанов журналистам.
«Если мы не будем продавать в одни страны - будем в другие страны. Снизит ли это объем добычи и экспорта энергоресурсов из России? Об этом много говорилось, что это возможно... Мы видим внешние риски, они сохраняются».
Россия из-за ограничений цен на ее сырую нефть может сократить нефтедобычу в начале следующего года на 5-7%, говорил вице-премьер Александр Новак на прошлой неделе.
Поступления валютной выручки в страну будут зависеть от того, каким будет спрос на нефть и в какой мере российские экспортеры найдут новые рынки сбыта, сказал Силуанов.
«Насколько действие этого потолка (цен) для нас существенно? Существенно в той части, что в те страны, которые установили потолок, поставки не будут вестись. Значит, будут другие страны. Да, вырастет логистика. Дисконты могут от этого измениться».
Силуанов пообещал, что несмотря на риски падения доходов все расходные обязательства будут исполнены.
«Допустим, цены падают, объемы сокращаются. Что делать? Значит, будем использовать два источника - ФНБ и займы», - сказал он.
Расширяющиеся западные санкции против Москвы из-за «специальной военной операции» в Украине, присоединение новых территорий, частичная мобилизация чреваты разрастанием военных расходов и трат на сиюминутную борьбу с кризисом, с одной стороны, и снижением экономической активности и падением доходов, с другой, предупреждали аналитики.
Так, аналитики ВЭБа считают, что дыра в казне в 2023 году может достичь 3,9 триллиона рублей, или 2,6% ВВП вместо запланированных 2,9 триллиона рублей, или 2% ВВП. Аналитики ВТБ прогнозировали бюджетный дефицит в следующем году на уровне 4-4,5 триллиона рублей.
Глава Минфина назвал «реалистичным» заложенный в бюджет-2023 объем трат в 29 триллионов рублей, добавив при этом, что «никто не знает, как будут развиваться события». По его словам, если будут какие-то новые решения в части расходов, Минфин будет реагировать на них по ходу исполнения бюджета.
«ОСЛАБИТЬ ДАВЛЕНИЕ»
Силуанов объяснил увеличение вдвое дефицита бюджета в 2022 году до 2% ВВП с прогнозировавшихся еще в октябре 0,9% ВВП переносом части расходов следующего года на этот год.
«Мы видим возможности в этом году провести часть расходов 2023 года, чтобы ослабить давление на следующий год. Это явилось основанием того, что мы увеличили дефицит с 0,9% ВВП до 2% ВВП. Часть трат следующего года возникла уже в ходе бюджетного процесса, во время обсуждения бюджета в парламенте, поэтому чтобы не рушить бюджетный процесс, мы приняли решение эти допрасходы профинансировать в этом году», - сказал он.
По его словам, Минфин оценивает объем расходов по итогам 2022 года на уровне более 30 триллионов рублей:
«После начала СВО изменились макроусловия, выросла инфляция, это потребовало немаленького объема ресурсов для поддержки тех же семей. Одно решение по семьям с детьми обошлось в 1,06 триллиона рублей. Индексация пенсий и других выплат требуют денег».
В результате на погашение дыры в казне в 2022 году Минфин потратит из ФНБ чуть более 2 триллионов рублей, сказал Силуанов.
В октябре-ноябре Минфин потратил на финансирование дефицита 560 миллиардов рублей. Таким образом, в декабре траты из ФНБ могут достичь порядка 1,5 триллионов рублей. Ликвидные активы ФНБ на 1 декабря составляли 7,60 триллиона рублей ($124,5 миллиарда), или 5,7% ВВП.
БЕЗ ТАРГЕТА
Силуанов сказал, что Минфин больше не ставит жесткой цели по доле бумаг с плавающим купоном в долговом портфеле.
«У нас сейчас нет жесткого таргета, сколько это должно быть - 40%, 45% или 50%. Понятно, что сегодня занять большие объемы можно только по плавающим ставкам», - сказал он.
«У нас сейчас доля инструментов с плавающими ставками 38%. Немало. Но если RUONIA будет снижаться, мы будем в выигрыше», - сказал Силуанов.
После рекордных заимствований 2020 года в условиях пандемии и падения нефтяных цен представители министерства не раз говорили, что объем флоатеров в долговом портфеле РФ стал слишком большим. Замминистра финансов РФ Тимур Максимов говорил в январе до начала «спецоперации», что ведомство будет стремиться к тому, чтобы доля таких бумаг в общем портфеле в среднесрочном периоде не превышала 25%.
По словам Силуанова, занимать по фиксированным ставкам такие большие объемы, которые Минфин осуществил в четвертом квартале этого года, было бы гораздо дороже.
«Вопрос, что лучше. Брать фиксированные ставки и иметь прогнозируемый долг или брать плавающие, но делать так, чтобы эти плавающие ставки не были высокими».
Он сказал, что в следующем году Минфин будет предлагать всю линейку долговых инструментов, так же как в конце этого года.
В 2022 году Минфин привлек на рынке ОФЗ 3,28 триллиона рублей, из которых почти 3,14 триллиона - в четвертом квартале, в основном за счет размещения бумаг с переменным купонным доходом, которых ведомство продало на 2,50 триллиона рублей.
Программа внутренних заимствований на 2023 год составляет 2,5 триллиона рублей и дает право Минфину занять еще до 1 триллиона рублей для замещения трат ФНБ. (Дарья Корсунская)