МОСКВА, 27 дек (Рейтер) - Российский Центробанк может повысить ставку в 2023 году при «значимой реализации» проинфляционных рисков, сказал зампред ЦБР Алексей Заботкин в интервью РБК.
Первый зампред ЦБР Владимир Чистюхин сказал на прошлой неделе, что ожидания регулятора по ставке сейчас находятся между «держать» и «повышать», задав более жесткий настрой у участников рынка на счет процентной политики.
ЦБР на декабрьском заседании принял решение сохранить ставку на уровне 7,50%, поскольку темпы прироста цен являются умеренными, инфляционные ожидания существенно не изменились, а проинфляционные риски, как и раньше, преобладают.
Сигнал регулятора остался нейтральным, но ослабление рубля в последние дни может усилить рост цен, что грозит ужесточением денежно-кредитной политики.
«Есть понимание, что, если это потребуется для того, чтобы стабилизировать инфляцию на цели 4% к 2024 году, то мы это предпримем. Для того, чтобы возникла такая необходимость, требуется значимая реализация тех проинфляционных рисков, о которых совет директоров говорил по итогам декабрьского заседания», - сказал Заботкин.
К таким рискам он отнес повышенные инфляционные ожидания, дефицит трудовых ресурсов в отдельных отраслях, логистические проблемы и ограничения на импорт.
«Есть несколько более высокая траектория бюджетного дефицита. И, помимо этого, нельзя сбрасывать со счетов то, что внешние условия, внешнеэкономическая конъюнктура за последние недели стала несколько менее благоприятной. В совокупности это довольно большой букет проинфляционных факторов», - сказал Заботкин.
Необходимость повышения ставки будет обуславливаться тем, в какой комбинации, в каком объеме они в итоге будут реализовываться в 2023 году, сказал Заботкин.
«Если они не реализуются, тогда, вполне возможно, что повышения ставки не понадобится».
Российская экономика, по прогнозу зампреда ЦБР, сможет вернуться на уровни 2021 года примерно в 2025 году.
«Если сравнить последствия структурного сдвига, структурного снижения потенциала и циклического спада, то экономике заметно сложнее пересилить структурное снижение потенциала, чем восстановиться после циклического спада», - сказал Заботкин.
ЦБР исходит из того, что к 2024 году экономика РФ стабилизируется на своей новой траектории устойчивого роста.
Регулятор пока не планирует дальнейшее смягчение ограничений на движение капитала.
«Ограничения на движение капитала — это инструмент финансовой стабильности. Также они продолжают действовать в силу того, что есть ограничения на движение капитала, наложенные на российские организации, российских граждан. Дальнейшие решения будут приниматься в рамках этих двух соображений», - сказал Заботкин. (Елена Фабричная)