Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как Япония решит вопрос страхования перевозки СПГ с Сахалина?

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

ТОКИО, 30 дек (Рейтер) - Перед Японией - импортером СПГ номер один в мире - встала новая проблема: как обеспечить жизненно важные поставки газа из России в условиях, когда западные перестраховщики решили прекратить покрытие военных рисков для морских судов в российских территориальных водах с 1 января.

Присоединившись к другим странам Большой семерки в масштабных санкциях против Москвы, Япония сокращает свою зависимость от российской нефти и угля, но продолжает покупать российский СПГ на фоне роста цен на мировом рынке, который становится все более сжатым, поскольку Европа наращивает импорт.

КАКИХ КОМПАНИЙ ЭТО КОСНЕТСЯ?

Японские страховые компании Tokio Marine & Nichido Fire Insurance, Sompo Japan Insurance и Mitsui Sumitomo Insurance на прошлой неделе сообщили судовладельцам, что с 1 января прекращают предоставлять страхование военных рисков в российских водах, поскольку перестраховщики отказываются от покрытия.

Без страховки на случай военных рисков грузоотправители, как Mitsui OSK Lines и Nippon Yusen, возможно, будут вынуждены прекратить операции в российских водах, включая погрузку СПГ с дальневосточного комплекса Сахалин-2, сообщили источники в отрасли. Япония получает 9% импортируемого СПГ с Сахалина-2, доли в котором принадлежат Газпрому и японским компаниям.

Потеря поставок с Сахалина-2 может заставить японские энергетические и газовые компании, такие как JERA и Tokyo Gas Co Ltd, искать альтернативные источники.

Страна уже неоднократно сталкивалась с проблемами в обеспечении поставок газа после начала «специальной военной операции» РФ в Украине в феврале. Японии пришлось убеждать партнеров в G7 предоставить исключения из санкций, чтобы она могла продолжать импортировать российский СПГ, а после того как в июне российское правительство решило взять под контроль Сахалин-2, японским торговым компаниям пришлось согласиться с Кремлем и остаться акционерами нового российского оператора.

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ?

Чтобы избежать перебоев с поставками, три японских страховых фирмы ведут переговоры с различными перестраховщиками, чтобы сохранить покрытие военных рисков.

В беспрецедентном совместном письме Агентство финансовых услуг Японии и Агентство природных ресурсов и энергетики попросили страховщиков принять на себя дополнительные риски и продолжать предоставлять страхование от военных рисков грузоотправителям, перевозящим сжиженный газ с Сахалина-2.

Пока неясно, смогут ли страховщики обеспечить достаточное перестрахование, особенно в то время, когда многие западные партнеры находятся в отпусках.

КАКОВЫ ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ?

Судовладельцы могут продолжать работу без страховки на случай войны, взяв риски на себя, поскольку рейсы между островом Сахалин и Японией коротки - они занимают всего несколько дней - и экспортный терминал СПГ расположен далеко от арены российской «специальной военной» операции.

Однако они рискуют потерять танкеры из-за конфискации в России по каким-либо непредвиденным причинам. Каждый СПГ-танкер стоит от 20 до 30 миллиардов иен ($150-$220 миллионов).

Другие стороны, к примеру, правительство в Токио и японские коммунальные службы - покупатели сахалинского топлива, возможно, должны будут разделить риск, сообщили источники в отрасли, хотя источники в правительстве и среди покупателей сказали, что они пока не рассматривают такой шаг.

Другим способом может быть использование государственной гарантии, подобной той, которая покрывала поставки иранской нефти в Японию в 2012 году, после того как западные страховщики прекратили покрытие из-за санкций в отношении Ирана.

Законодательство, уполномочившее эту гарантию, касалось только импорта иранской нефти, поэтому для гарантий на поставки из России потребуется новый закон, сказал представитель министерства.

КАКОВ РИСК ДЛЯ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ЯПОНИИ?

Времени остается все меньше, но непосредственный риск возникновения дефицита топлива и электроэнергии кажется небольшим, даже если некоторые грузы СПГ будут отсрочены в начале января, сказал источник в энергетической компании. Причина в том, что запасы, накопленные в преддверии сезона пикового зимнего спроса, оказались больше, чем обычно, добавил источник.

Запасы СПГ на основных японских энергетических предприятиях на 25 декабря составляли 2,41 миллиона тонн, что выше среднего пятилетнего показателя в 1,84 миллиона тонн за тот же период, показали данные министерства промышленности Японии.

Кроме того, Япония создала новый механизм, позволяющий министерству промышленности перенаправлять поставки СПГ в случае чрезвычайной ситуации, чтобы газовые и энергетические компании не испытывали нехватки газа.

Источник в одном из городских поставщиков газа сказал, что его компания также может приобрести альтернативные партии СПГ на спотовом рынке, если сможет согласиться на более высокую цену.

Тридцать девять процентов электроэнергии в Японии вырабатывается с использованием СПГ.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Юка Обаяси)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку