Демографическая яма
С самого начала войны, цели которой по-прежнему неясны, Минобороны лишь трижды сообщало о потерях. Последний раз это было 21 сентября. Тогда министр обороны Сергей Шойгу заявил, что за семь месяцев «спецоперации» погибло 5937 российских военнослужащих.
Слова Шойгу расходятся как с подсчетами независимых журналистов по открытым источникам, так и с оценками иностранных ведомств.
«Русская служба Би-би-си», «Медиазона» и команда волонтеров ведут поименный список погибших в Украине россиян. Журналисты изучают мемориальные таблички, памятники, сообщения в региональных СМИ и захоронения на кладбищах.
Согласно свежим подсчетам, за десять месяцев погибло по меньшей мере 10 505 российских военнослужащих. Эти цифры примерно на 40–60% меньше реального числа смертей, считают исследователи.
По оценке главы Объединенного комитета начальников штабов США Марка Милли, Россия и Украина понесли сходные потери — более 100 тысяч военнослужащих с каждой из сторон (включая раненых и пропавших без вести).
Вместе с последствиями пандемии коронавируса война в Украине может стать причиной демографического краха в России, считает специалист по демографии Института Гайдара Игорь Ефремов. Если конфликт продолжится, в России может родиться менее 1,2 млн человек в 2023 году. Это самый низкий показатель в современной истории страны. Россияне откладывают рождение детей из-за нестабильной ситуации и многие принимают решение родить позже, считает Ефремов. В случае, если война не закончится в ближайшее время, многие россияне не успеют реализовать свой демографический потенциал и «родить желанное количество детей».
Террор гражданского населения
С начала российского вторжения в Украине были убиты как минимум 6884 мирных жителя. Об этом сообщило Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ).
В ООН отмечают, что приводят только подтвержденные данные и фактическое количество смертей среди гражданских выше. Данные по смертям среди мирного населения, собранные по состоянию на 26 декабря, включают 429 детей. Ранения получили около 11 000 человек.
«Большинство жертв среди гражданского населения были убиты из-за применения оружия взрывного действия с широким радиусом поражения, в том числе обстрелов из тяжелой артиллерии, реактивных систем залпового огня, реактивных снарядов и ударов с воздуха», — говорится в докладе.
Ранее в ООН заявили, что только за первые недели войны российские военные убили в Киевской области 442 мирных жителя. Общее число жертв среди мирного населения здесь также значительно выше: следователи сосредоточились на доказанных случаях внесудебной казни или нападений на мирных жителей. В докладе не отражены погибшие от обстрелов.
Только в самопровозглашенной ДНР, согласно отчету уполномоченной по правам человека в республике Дарьи Морозовой, с начала войны погибло 1089 мирных жителей. Это больше, чем за 7 лет с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года. По данным российского омбудсмена Татьяны Москальковой, за восемь месяцев войны в ЛДНР погибло 10 тысяч гражданских. Это почти в три раза превышает данные ООН о погибших за восемь лет конфликта.
По данным Минобороны Украины, за 9 месяцев войны с февраля по ноябрь 2022 года Россия нанесла по Украине более 16 тысяч ракетных ударов. Согласно заявлениям украинских властей, в 97% случаев целью становились гражданские объекты.
По данным Управления Верховного комиссара ООН, с начала войны и по конец октября из Украины выехало свыше 14 млн человек, но почти 7 млн вернулись обратно. В Россию выехали 2,8 млн беженцев, остальные — в странах Европы, в том числе около 1,5 млн человек в Польше, миллион беженцев в Германии и почти полмиллиона украинцев осели в Чехии.
После успешного контрнаступления ВСУ в сентябре 2022 года Россия начала массированные обстрелы энергосистемы Украины крылатыми ракетами. Разрушения инфраструктуры лишили света, тепла и чистой воды десятки тысяч людей, что следует квалифицировать как военное преступление, считает Amnesty International. Российские пропагандисты и депутаты признавали, что цель ударов — террор гражданского населения, отмечает Human Rights Watch.
В сентябре премьер-министр Украины Денис Шмыгаль оценил ущерб от войны в 326 млрд долларов. 105 млрд из этой суммы, по его словам, нужно будет направить на восстановление инфраструктуры.
Украина отвечает России обстрелами приграничных регионов и диверсиями в тылу противника. Согласно подсчетам The Moscow Times на основе открытых источников, за время войны в разных регионах России произошло 275 таких «инцидентов», в которых погибло 33 и ранено 130 мирных жителей. Так, из-за обстрелов на границе погибло не менее 28 человек, не менее 5 деревень в Белгородской и Курской областях власти расселили. В частности, белгородцев переселили в санатории Подмосковья, потерявшим жилье обещают выплаты за понесенный ущерб и жилищные сертификаты, если дома не подлежат восстановлению.
Самые серьезные диверсии российско-украинской войны — взрыв Крымского моста и атаки военных аэродромов: Саки в Крыму, Энгельс-2 под Саратовом и Дягилево под Рязанью. В конце сентября были совершены подрывы на газопроводах «Северный поток» и «Северный Поток — 2». Российские власти обвиняли в этой диверсии страны Запада.
Захваченные территории
В начале вторжения Россия захватила 20% территории Украины, или 125 тысяч квадратных километров, оценивал украинский Forbes.
За первые три дня российская армия подошла вплотную к столице Украины: военная техника была стянута к Вышгороду, Броварам, Буче, Ирпеню, Ворзелю, то есть пригородам столицы, однако довольно быстро наступление застопорилось. Российское командование объявило о «жесте доброй воли» и отвело войска, отдав 40 тысяч квадратных километров территории.
Осенью ВСУ провели успешное контрнаступление, в результате которого Россия потеряла контроль над Харьковской областью и сдала Херсон, спустя чуть более месяца после его аннексии.
К девятому месяцу войны Украине удалось вернуть почти половину захваченных Россией земель — больше 60 тысяч квадратных километров, следует из подсчетов «Важных историй». По состоянию на 24 ноября Россия контролировала около 65 тысяч квадратных километров Запорожской, Херсонской, Донецкой и Луганской областей Украины.
Спустя месяц России не удалось добиться успехов в возвращении утраченного. На многих участках линии соприкосновения продолжаются бои — наиболее ожесточенные из них идут в районе Бахмута, в котором недавно побывал Владимир Зеленский. Владимир Путин за 10 месяцев с момента вторжения ни разу не посещал зону боевых действий.