(Повтор сообщения от 11 декабря, данные приведены по состоянию на 11 декабря)
*
Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
*
5 янв (Рейтер) - По всему земному шару люди испытывают на себе инфляцию на уровнях, каких не было уже много десятилетий: взлетели цены на продукты питания, отопление, транспорт и жилье. И хотя пик инфляции уже различим где-то рядом, её эффекты будут ощутимы еще долго и жалить даже больнее, чем сейчас.
Откуда же она взялась? Ответ в двух словах - пандемия и «спецоперация».
Долгий и комфортный период крошечной инфляции и низких процентных ставок оборвался, когда нагрянул коронавирус и правительства вместе с центробанками бросили триллионы долларов на то, чтобы поддержать на плаву запертые в локдаунах бизнесы и домохозяйства.
Эта помощь спасла работников от очередей за бесплатной едой, компании - от банкротства, цены на недвижимость - от краха. Но также щедро розданные деньги разбалансировали спрос и предложение уникальным образом.
В 2021-м, по мере окончания локдаунов и пострецессионного скачка глобального экономики - самого большого за 80 лет - все эти денежные стимулы наводнили систему мировой торговли.
Фабрики, только вышедшие из простоя, не поспевали за быстрорастущим спросом, противокоронавирусные правила вызвали нехватку рабочих рук в розничной торговле, на транспорте и в здравоохранении, и бум восстановления экономики привел к прыжку цен на энергоносители.
И после всего этого Россия - один из крупнейших экспортеров нефти и газа - в феврале начала «специальную военную операцию» в Украине, чем навлекла на себя западные санкции, которые толкнули цены ещё выше.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Двузначную инфляцию называют «налогом на бедность», потому что она сильнее всего бьет по населению с низкими доходами и усиливает неравенство по всему миру. В то время как более обеспеченные потребители могут положиться на сбережения, накопленные по время пандемийных локдаунов, бедные не могут свести концы с концами, и всё больше людей обращаются в благотворительные фонды и социальным организациям за элементарным пропитанием.
Зима принесет в северное полушарие и увеличенные расходы на отопление, повышая стоимость жизни еще больше. В разных отраслях - от больниц до авиакомпаний - сотрудники бастуют, требуя привести зарплаты в соответствие с инфляцией, но чаще всего вынуждены мириться с более скромным повышением.
Стоимость жизни доминирует во внутренней политики богатых стран, оттесняя другие приоритеты, например, борьбу с изменением климата.
Инфляция остается главным вопросом для администрации президента США Джо Байдена, хотя удешевление бензина в последнее время слегка разрядило напряженность. Эмманюэль Макрон во Франции и Олаф Шольц в Германии кроят государственный бюджет, впихивая в него статьи социальной и экономической помощи на миллиарды евро.
Если нелегко самым индустриально развитым экономикам, то каково приходится более бедным странам? Взлет цен на продовольствие усугубляет нищету по всему земному шару, от Гаити до Судана и от Ливана до Шри-Ланки.
По оценке Всемирной продовольственной программы, еще 70 миллионов человек в мире оказались на грани голода с начала военного конфликта в Украине.
ЧТО ЭТО СУЛИТ В 2023?
Мировые центробанки предприняли резкое повышение процентных ставок, дабы охладить спрос и укротить инфляцию. К концу 2023 года, как ожидает Международный валютный фонд, глобальная инфляция снизится к уровню 4,7% - менее половины от нынешнего.
Цель состоит в том, чтобы провести «мягкую посадку», при которой охлаждение экономики не будет сопровождаться крахом рынка жилья, банкротствами и массовой безработицей. Столь приятный сценарий, однако, редко когда воплощался в жизнь в прошлых исторических эпизодах высокой инфляции.
Уже и председатель ФРС США Джером Пауэлл, и глава ЕЦБ Кристин Лагард завели разговор о том, что лечение высокими процентными ставками может дать болезненные «побочки». К тому же в условиях значительной геополитической неопределенности - конфликт в Украине, трения между Китаем и Западом - риск для мировой экономики перекошены в сторону понижения роста.
Октябрьский регулярный прогноз МВФ был одним самым мрачным за многие годы. «Говоря кратко, худшее еще впереди, и для множества людей 2023 будет ощущаться как год рецессии», - говорится в документе.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду (Марк Джон)