Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

России грозит массовая ликвидация таксопарков из-за нехватки машин

Артур Новосильцев / Агентство «Москва»

Каждый восьмой (12%) владелец таксопарка в России думает о ликвидации бизнеса из-за его убыточности, а также отсутствия новых машин и запчастей, пишут «Известия» со ссылкой на Общественный совет по развитию такси.

В конце 2022 года эксперты Совета провели опрос среди более чем 170 таксопарков и выяснили, что около трети компаний (29%) закончили год с убытком, но готовы за счет накопленных ресурсов продолжать бизнес. Половина таксопарков (51%) подошли к концу года в небольшом плюсе и только 8% заработали достаточную прибыль.

При этом если во время пандемии коронаивруса в 2020–2021 годах о закрытии бизнеса заявляли 8% владельцев автопарков, то сейчас их число выросло до 12%. Наибольшие проблемы испытывают таксопарки с количеством автомобилей менее 50 штук.

Уход из России иностранных автопроизводителей привел к трудностям с обслуживанием машин и закупкой автозапчастей. К концу года 4% владельцев таксопарков продолжали испытывать с этим сложности, а 77% пожаловались на высокую стоимость комплектующих. Официальный импорт машин и деталей к ним прекратили Renault, Nissan, BMW, Toyota, Mercedes-Benz, Mazda, Volvo, Audi, Honda, Suzuki и другие.

В то же время, по данным «Автостата», в 2022 году в России было продано на 59% меньше машин, чем годом ранее, — 626,3 тыс. Однако в целом парк автомобилей в такси пока довольно молодой: 38% — до трех лет, 50% — от трех до пяти лет. Большинство автопарков (38% против 29%) собираются и дальше обновляться, а треть (33%) пока поставила этот вопрос на паузу.

Правительство выделило 7,3 млрд в 2022 году на программу льготного лизинга для такси, которая позволяет купить автомобиль со скидкой 10% от стоимости. Но в ушедшем году этой скидкой воспользовался лишь каждый десятый таксопарк, а в 2023 году правительство урезало финансирование программы до 2 млрд руб.

Емкость российского рынка такси может составлять 150–300 тыс. легковых машин, оценивает руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. В 2020–2021 годы для такси закупалось около 50–60 тыс. новых машин в год. Поэтому дефицита такси не будет, но увеличится срок эксплуатации автомобилей, предупреждает Швагерус.

Сервисы такси знают о трудностях автопарков, но не могут повысить маржинальность бизнес-модели, увеличив стоимость услуги, говорит представитель такси «Максим» Павел Стенников. «В целом никто из наших партнеров пока не закрылся, но и новых автопарков в городах не появляется», — отметил он. В «Ситимобиле» также сообщили, что пока партнеры не закрывают бизнес, но сокращают число машин в парке.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку