Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России сорвался запуск водородных поездов из-за санкций

Jacek Ruzyczka (CC BY-SA 4.0)

«Росатом» не сможет запустить водородные поезда на Сахалине в 2023 году из-за санкций, которые привели к уходу из проекта французской компании Air Liquide.

В «дочке» госкорпорации «Русатом Оверсиз», отвечающей за проект, объяснили перенос его реализации «инновационностью». О конкретных сроках говорить некорректно — они уточняются по мере проработки технических решений, пишет РБК со ссылкой на представителя компании.

В РЖД, которые также занимаются проектом, связали срыв сроков с тем, что запуск водородных поездов на Сахалине — очень сложный и наукоемкий проект. Запустить первые в России перевозки на поездах с водородным элементом «Росатом», РЖД, «Трансмашхолдинг» и Сахалинская область должны были в 2023 году.

Работа над проектом велась с 2019 года, когда он был впервые анонсирован на Восточном экономическом форуме. В РЖД оценивали стоимость семи водородных поездов более чем в 3 млрд руб. По словам представителя «Трансмашхолдинга» Игоря Селезнева, участникам проекта необходимо было решить вопросы получения водорода на Сахалине, его транспортировки, заправки, обслуживания поездов и разработки соответствующей регуляторной базы.

Решать проблему получения водорода должен был французский производитель промышленных газов Air Liquide. Компания закончила технико-экономическое обоснование проекта сооружения водородного производственного комплекса за десять дней до начала войны в Украине. Планировалось, что водород с Сахалина будет поставляться в Японию и Южную Корею уже в 2025 году.

Однако 2 сентября Air Liquide заявила о выходе из всех российских проектов из-за санкций. После этого «Русатом Оверсиз» подписал меморандум о постройке водородного завода и поставках топлива в Китай с 2025 года с китайской корпорацией China Energy Engineering Group.

Но для водородных поездов потребуется создать еще два водородных заправочных комплекса мощностью 265 тонн водорода в год, здание цеха для технического обслуживания и ремонта семи поездов в Южно-Сахалинске, а также реконструировать действующее здание цеха для техобслуживания в Холмске.

Стоимость водородных поездов может вырасти на 20–25% после введения санкций, предупреждает управляющий партнер отраслевого агентства RollingStock Александр Поликарпов. Сейчас поезда могут стоить 3,4–3,7 млрд руб., подсчитал гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, инвестиции в инфраструктуру составят не менее 300 млн руб. со стороны РЖД и 1 млрд руб. со стороны «Росатома». Таким образом, весь проект может стоить около 5 млрд руб. против 3 млрд, в которые он ранее оценивался.

В «Русатом Оверсиз» отметили, что определение финансово-экономических параметров проекта продолжается. Решение по бизнес-модели будет приниматься с учетом мнения правительства, добавили в РЖД. Однако, по мнению Поликарпова, семь поездов — слишком низкий объем для окупаемости новой разработки, поэтому поддержка государства потребуется проекту на всех этапах — от создания подвижного состава до его эксплуатации.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку