ЛОНСЕСТОН, 18 янв (Рейтер) - Не пора ли рынку иначе взглянуть на импорт нефти в Китай, принимая во внимание тот факт, что доля российских поставок в объеме ввозимого сырья растет?
Более точное представление о китайском импорте и его вероятном влиянии на цены можно получить, изучив тенденции поставок от других продавцов.
Это связано с тем, что Россия стала в значительной степени отсоединена от мирового рынка нефти - с учетом санкций со стороны западных покупателей - из-за ценового потолка стран Большой семерки, и всё больше полагается на ограниченный круг покупателей.
Объем экспорта российской нефти остался на прежнем уровне после 24 февраля, но только по той причине, что Китай и Индия воспользовались возможностью купить российскую нефть с большой скидкой.
Если верить тому, что российская нефть - фактор, не влияющий на остальную мировую нефть, то исключение российских поставок из импортных данных Китая предоставит более точную картину о состоянии рынка.
Импорт нефти в Китай в последние месяцы рос, отчасти на ожиданиях выхода экономики из тисков пандемии, а отчасти потому, что Пекин выдал больше квот на экспорт нефтепродуктов, чтобы предоставить нефтепереработчикам доступ к высокой марже, приносимой топливом в Азии, особенно дизелем.
Но хотя объем импорта сырой нефти в Китай и рос, большая доля поставок, похоже, приходилась на Россию. И несмотря на то что потребность страны в диверсификации поставщиков усилилась, по сравнению с общим ростом объема поставок этот процесс шел менее быстрыми темпами.
Так, например, согласно данным Refinitiv Oil Research, общий объем импорта Китая в июне составил 8,75 миллиона баррелей в сутки, и это самый низкий показатель за 2022 год.
В ноябре же импорт составил 11,42 миллиона баррелей в сутки, став самым высоким показателем в году, показали данные Refinitiv.
Если не включать в расчеты поставки из России, то показатель за июнь будет на уровне 6,97 миллиона баррелей в сутки, а за ноябрь - 9,52 миллиона баррелей в сутки.
Таким образом рост импорта от всех поставщиков в ноябре по сравнению с июнем составил 2,67 миллиона баррелей в сутки, но общий объем импорта без учета поставок из России составил 2,55 миллиона баррелей в сутки.
Данные Refinitiv указывают на то, что в период с января 2021 года до февраля 2022 года морской импорт российского сырья в КНР в среднем составлял около 590.000 баррелей в сутки.
В период с февраля до декабря прошлого года объем поставок в среднем составлял 857.000 баррелей в сутки, увеличившись на 267.000 баррелей в сутки, или около 45%. Кроме того, трубопроводный импорт остается стабильным на уровне около 1 миллиона баррелей в сутки.
БОЛЬШЕ РОССИЙСКОЙ НЕФТИ КИТАЮ?
Вполне вероятно, что с действующим эмбарго ЕС на импорт российской нефти Китай может увеличить закупки в России.
Китай может использовать танкеры для доставки нефти из западных портов России и ее транспортировки либо через Суэцкий канал, либо вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды.
Это увеличивает вероятность того, что доля российской нефти в китайском импорте вырастет еще сильнее.
В свою очередь, это может означать, что китайским нефтепереработчикам не нужно так сильно наращивать закупки у других поставщиков, даже если они увеличивают общий уровень импорта.
Но мировой рынок нефти - не улица с односторонним движением, и европейские НПЗ, ранее полагавшиеся на российскую нефть, теперь покупают альтернативные сорта: растут закупки у стран Ближнего Востока и Африки.
Это перераспределение торговых потоков повлияет на оценки разных сортов нефти, при этом те смеси, которыми Европа заместила российскую Urals, вероятно, получат поддержку.
Но если большая часть дополнительной нефти в Китай приходит из России, то это может значить следующее: она больше не влияет на цены других сортов, как это было раньше. Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду (Клайд Расселл является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение)