Безуспешные попытки ЧВК «Вагнер» захватить Бахмут привели к тому, что ее основатель Евгений Пригожин растерял авторитет в глазах президента России Владимира Путина, который решил сфокусироваться на реформировании регулярной армии. Как сообщает американский Институт изучения войны (ISW) в ежедневной сводке, Путин пытается восстановить авторитет и репутацию Минобороны, которые сильно пострадали из-за неудач в 2022 году.
Несмотря на объявленную мобилизацию, Минобороны и Генштабу не удалось добиться чего-либо значимого осенью и в начале зимы 2022 года. ISW полагает, что после ряда «катастрофических неудач» российской армии Путин обращался к Пригожину и его союзнику, генералу армии Сергею Суровикину, с просьбой продолжить усилия по укреплению позиций и сломать сопротивление со стороны Украины и ее западных сторонников.
Путин, считают исследователи, решил дать Пригожину и Суровикину шанс показать, что они могут сделать при помощи мобилизованных заключенных с одной стороны и жестоких бомбардировок украинской гражданской инфраструктуры — с другой. Оба плана не достигли цели: попытки Пригожина захватить Бахмут завершились неудачей, а воздушная кампания Суровикина, с одной стороны, привела только к жертвам среди гражданского населения, а с другой — растратила большую часть высокоточных ракет на вооружении России.
«Пригожин как будто решил в этот период, что его звезда действительно восходит и что он может бросить вызов Герасимову и даже Шойгу за первенство в российской военной сфере», — пишет ISW.
Война в Украине дала отсидевшему 10 лет бизнесмену возможность начать вмешиваться в политические вопросы. Близость к президенту и медийным ресурсам, а также наличие собственной частной армии вызвали недовольство в ближних кругах Владимира Путина.
Пригожин, который публично конфликтует с Минобороны, нажил недругов и в администрации президента. Он, в частности, вторгся в зону ответственности замглавы АП Сергею Кириенко: развернул работу в самопровозглашенных республиках Донбасса, которые он курирует, и пытается влиять на назначения и отставки чиновников.
Основатель ЧВК «Вагнер» настроил против себя Юрия Ковальчука и других друзей президента по кооперативу «Озеро». Путин нарушил собственное правило о недопустимости «возвышения» людей с криминальным прошлым — правило, которого придерживались его друзья.
Вербовка заключенных в ЧВК вызвала вопросы и у ФСБ. В Украине наемникам разрешают практически все, включая пытки и убийства, и спецслужба опасается ответственности за их действия. Также силовикам придется контролировать преступников, получивших в ЧВК новые навыки, после войны.
Зимой Путин вернулся к работе с военными: 11 января он передал Герасимову общее командование Объединенной группировкой войск в Украине, подчинив ему Суровикина вместе с двумя другими заместителями. 17 января Минобороны России объявило о масштабных структурных реформах Вооруженных сил. Украинская разведка и некоторые кремлевские чиновники сообщают, что Путин готовится начать вторую волну мобилизации, а Минобороны России тем временем пытается повысить квалификацию кадровых военных.
«Пригожин, вероятно, воображал, что его усилия в Украине принесут ему военную и политическую власть в России. Командование бахмутским направлением и близость к Путину, вероятно, дали ему ложное представление о том, что он может использовать победу в Бахмуте на фоне военных неудач Минобороны России в качестве инструмента торга для своих собственных коммерческих целей, таких как легализация ЧВК „Вагнер“ в России», — считает ISW.
Маргинализация Пригожина отражает реальную ограниченность его фактической власти. По оценкам разведки США и Великобритании, у Пригожина в Украине около 50 000 наемников: 40 000 осужденных и 10 000 контрактников. Излишняя уверенность в собственных силах и боеспособности своей частной армии сыграла с Пригожиным злую шутку, пишет ISW: после неудач под Бахмутом «звезда основателя ЧВК Евгения Пригожина начала закатываться».