После того как неделю назад нефтегазовая компания Wintershall Dea объявила об уходе из России, «Газпром» взял под контроль три их совместных предприятия, сообщил ее генеральный директор Марио Менер. Об этом пишет Financial Times. Менер также обвинил бывшего партнера в том, что тот опустошил совместные банковские счета этих СП.
В результате у немецкой компании пропало почти 2 млрд евро ($2,18 млрд), рассказал Менер газете Börsen-Zeitung. «Газпром» не ответил на просьбу о комментарии, отмечает FT.
Wintershall Dea — крупнейшая непубличная нефтегазовая компания Европы, принадлежит немецкому нефтехимическому концерну BASF (67% акций) и британской LetterOne (33%), основанной владельцами «Альфа-групп» Михаилом Фридманом, Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым. Wintershall была одним из пяти инвесторов при строительстве «Северного потока — 2». 24 февраля 2022 г., после того как правительство Германии остановило сертификацию газопровода, компания заявила, что ожидает компенсации в размере 730 млн евро.
После начала войны в Украине Wintershall Dea, в отличие от подавляющего большинства западных компаний, продолжала работать в России. Об уходе она сообщила только 17 января, заявив, что ее совместные предприятия подверглись «экономической экспроприации». Причиной ухода стали действия российских властей, сообщила компания: «В последние месяцы ограничения, наложенные российским правительством на работу в стране западных компаний, и внешнее вмешательство в деятельность наших совместных предприятий сделали продолжение работы Wintershall Dea в России невозможным».
Ранее правительство, следуя указу Владимира Путина, ввело предельные цены на газ, выше которых «Газпром» не может его покупать у совместных с Wintershall предприятий.
Еще за несколько дней до российского вторжения в Украину Менер выступал за развитие более тесных связей с Россией. Теперь же компания заявила:
Захватническая война, которую Россия ведет в Украине, несовместима с нашими ценностями и разрушила сотрудничество между Россией и Европой.
В результате ухода из России Wintershall спишет 5,3 млрд евро. Ее главный акционер BASF сообщил, что ему это решение обойдется в 7,3 млрд евро, из-за чего по итогам 2022 г. его убыток составит 1,4 млрд евро.
Немецкие СМИ и некоторые политики критиковали Wintershall за продолжение работы в России после начала войны, заявляя, что поставляемый ею конденсат «Газпром» может использовать в производстве топлива для военных самолетов. Аналитики, впрочем, отмечают, что принять решение об уходе компании было действительно трудно. Ее бизнес зависит от России в гораздо большей степени, чем у других западных компаний, сказал FT Мартин Фуджерик, аналитик рейтингового агентства Moody’s: как видно из декабрьских данных, «50% добычи у Wintershall Dea было в России».
Тем не менее Фуджерик полагает, что компания переживет потерю российского бизнеса: «Даже без денежных средств в России она сохраняет очень сильную структуру капитала».