Минобороны готовится передать учебные самолеты L-410 гражданским авиакомпаниям на Дальнем Востоке, которые из-за санкций не могут пополнить авиапарк, пишут «Известия» со ссылкой на источник в военном ведомстве.
Проработать вопрос передачи самолетов Минобороны и Минтрансу поручили комиссия Госсовета по направлению «Транспорт» и комиссия АОН (авиация общего назначения) и ГЛОНАСС при президенте. Срок решения по этому вопросу — март 2023 года, следует из поручения.
«Минтрансу совместно с Минобороны проработать возможность распространения бюллетеня поддержания летной годности для использования воздушных судов L-410, принадлежащих Минобороны России, в целях их использования в гражданской авиации, а также передачи или продажи местным авиакомпаниям», — говорится в тексте поручения, которое подписал помощник президента Игорь Левитин и глава комиссии Госсовета по транспорту Алексей Цыденов.
Всего у Минобороны около двух десятков самолетов L-410, которые используются Воздушно-космическими силами для подготовки будущих пилотов. В частности, на них проходят обучение курсанты, которые затем пилотируют военно-транспортные Ил-76, Ан-12, Ан-26, пассажирские Ил-18 и Ан-24, а также стратегические ракетоносцы Ту-95 МС.
Большинство L-410 выпущены еще в 1980-е годы. Еще десять бортов модификации UVP-E20 Минобороны закупило в начале 2010-х годов для перевозки VIP-персонала, но затем пять из них были переданы для обучения летчиков-курсантов.
Региональные и местные авиакомпании, особенно на Дальнем Востоке, нуждаются в дополнительных самолетах из-за санкций, говорят эксперты. Так, например, дальневосточная «Аврора» испытывает сложности с эксплуатацией канадских Bombardier DHC-6, которых у нее 13 штук. В ноябре власти Приморского края заявили о вынужденном сокращении количества рейсов из-за невозможности обслуживать моторы этих самолетов.
По данным Росавиации на 19 января, региональные авиакомпании уже используют для полетов 34 самолета L-410. В том числе «Аврора», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии» и «Камчатское авиапредприятие» эксплуатируют 14 L-410.
Однако дальнейшая эксплуатация L-410 в России тоже находится под вопросом, поскольку санкции также запрещают поставки запчастей для этих самолетов, напоминает главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
«В отличие от моделей Airbus и Boeing, на которые запчасти в огромном количестве продаются в разных странах мира и их найти и закупить в принципе возможно, на L-410 новые запчасти закупить трудно в тех объемах, в которых они нужны нам. Россия была ключевым покупателем самолета этого типа, поэтому массовый завоз запчастей в условиях санкций невозможен», — отметил Борисов.
По словам военного историка Дмитрия Болтенкова, самому Минобороны тоже нужны эти самолеты, чтобы готовить кадры для военной авиации. Без них будет невозможна первоначальная подготовка пилотов бомбардировщиков и тяжелой транспортной авиации.